logo
!все ответы по бжд

22. Психология безопасности труда.

Психология труда занимается вопросами оценки профессиональной пригодности работника, профессиональной ориентации учащихся школ, рационализации рабочей обстановки и мест, методов труда и обучения, взаимоотношений между людьми в процессе труда и др. Она связана с гигиеной труда, врачебно-трудовой экспертизой, педагогикой и другими науками.

В условиях современного производства особое значение приобретает эмоциональное самочувствие человека в процессе труда. Оно определяется соответствием выполняемой работы способностям и склонностям человека, содержанием, разнообразием и тяжестью работы, размером заработной платы, возможностью повышения квалификации, организацией труда, общественной престижностью данной профессии, а также условиями, которые созданы на предприятии для удовлетворения бытовых и культурных запросов работников (жилье, детские ясли и сады, дома отдыха).

Эмоциональное самочувствие человека в процессе труда зависит, кроме того, от общего психологического климата в трудовом коллективе. Большинство людей исключительно высоко ценит атмосферу дружеского сотрудничества, товарищества, взаимного участия и не согласно даже при увеличении заработной платы променять сплоченный, дружный коллектив на другой, где таких взаимоотношений нет.

Если физиологические факторы в большей степени влияют на количественные показатели производства, то психологические, помимо их влияния на качественные показатели, главным образом определяют уровень текучести кадров. Все это обосновывает необходимость пристального внимания не только к гигиеническим, физиологическим, но и психологическим факторам труда.

На психологический климат в трудовом коллективе большое влияние оказывают отношения между членами данного коллектива и особенно между подчиненными и руководителем. Последний имеет право и обязан руководить действиями подчиненных, прибегая в связи с этим к мерам поощрения и наказания. Форма руководства (тон, в котором ведутся переговоры, даются указания и контролируется их выполнение) играет при этом исключительно важную роль.

Современное производство, особенно транспорт, выдвигает на первый план проблему трудовой дисциплины. Контроль за дисциплиной — важная функция руководителя. Однако психологическую проблему составляет не сам по себе контроль, объективная необходимость которого очевидна, а его формы. При выборе форм контроля, как и при выборе мер поощрения и наказания, следует обязательно учитывать индивидуальные черты личности работников. Так, наказание людей робких по натуре, не уверенных в себе может дезорганизовать их работу, а периодическое поощрение — улучшить ее. В то же время частое поощрение слишком самоуверенных людей приводит их в состояние «головокружения от успеха» и заносчивости.

На железнодорожном транспорте с ростом скоростей движения поездов резко увеличились психоэмоциональные нагрузки у работников локомотивных бригад, диспетчерского аппарата и других ведущих профессий. Это наряду с возрастающими гигиеническими требованиями, предъявляемыми к конструкции локомотивов, оборудованию диспетчерских, выдвигает серьезные требования и к личностным свойствам машинистов, диспетчеров и т. д. Их трудовая деятельность протекает в обстановке постоянного и значительного нервно-психического напряжения, обусловленного высокой ответственностью за жизнь пассажиров, сохранность грузов, соблюдение правил безопасности движения. Поэтому необходимо тщательное изучение психологических свойств работников, связанных с движением поездов. Особенно важным в их деятельности является быстрота реакции, скорость переключения и устойчивость внимания, что требует специального профессионального отбора.

Работоспособность, утомление и борьба с ним. Понижение работоспособности, возникающее в результате выполнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением. Такое физиологическое состояние организма характеризуется рядом, объективных признаков — повышением артериального давления, количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, уменьшением содержания сахара в крови, увеличением содержания молочной кислоты в мышцах, снижением производительности труда; ухудшением субъективных ощущений нежеланием продолжать работу, усталостью и т. п.

Появление и развитие утомления связано с функциональными изменениями, возникающими в центральной нервной системе, с тормозными процессами в коре головного мозга. Быстро наступающее утомление возникает в случаях отсутствия трудовых навыков или при неблагоприятных условиях выполнения работы. В дальнейшем в результате тренировки вырабатывается состояние высокой трудоспособности. Медленно наступающее утомление — более глубокий процесс. Оно возникает при чрезмерно длительной работе и воздействии на организм работающего неблагоприятных факторов внешней среды, при неправильной организации труда. Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспособность полностью не восстанавливается, наступает так называемое переутомление. Причинами пере утомления могут быть несоответствие между тяжестью или продолжительностью работы и временем отдыха.

Работоспособность человека зависит от различных факторов. Одни из них благоприятно влияют на здоровье работающих, другие, наоборот, ведут к преждевременному утомлению и даже заболеваниям. С целью создания безвредных и безопасных условий труда широко внедряется механизация и автоматизация трудовых процессов, совершенствуются станки, оборудование, механизмы, технологические процессы.

Особое место в предупреждении утомления занимает физиологическое обоснование режима труда и отдыха, т. е. рациональное чередование периодов работы и перерывов между ними. Наибольшей сложностью отличается организация труда и отдыха локомотивных и поездных бригад, так как их работа зависит от графика движения поездов и осуществляется как в дневные, так и ночные часы. Кроме того, часть отдыха этих бригад не совпадает с нахождением их в пунктах жительства и протекает вне дома. С целью создания нормальных условий для локомотивных и поездных бригад в пунктах оборота организуются специальные дома отдыха.

Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда, не связанного с физическим напряжением или постоянной позой, применяется активный отдых — производственная гимнастика, физкультурные паузы. Проводятся они перед работой и в течение рабочего дня от одного до трех раз. Комплекс упражнений необходимо периодически изменять, поскольку в противном случае он перестанет служить фактором, предупреждающим утомление, а также развивающим различные группы мышц.

Особое место в системе мероприятий по борьбе с утомлением занимает гигиена умственного труда. На железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве к профессиям с преимущественно умственными компонентами труда относятся диспетчеры, машинисты локомотивов, механики путевых и строительных машин и др. Работники этих профессий в течение рабочего дня воспринимают большой объем информации, на которую должны быстро и точно реагировать. Так, при диспетчерской централизации диспетчер за 12-часовую смену получает в среднем 1800 информации, т. е. две информации в минуту. Еще больший поток информации у диспетчеров маршрутно-релейной централизации.

Для предупреждения утомления и повышения работоспособности исполнителей, занятых умственным трудом, в первую очередь надо установить наиболее рациональный режим труда и отдыха и определить предельный объем информации, который может восприниматься работающим.

Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освещение, окраска помещения должны соответствовать оптимальным условиям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные факторы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т. п.

Время отдыха в период работы и после нее зависит от степени умственной нагрузки и продолжительности процессов восстановления работоспособности. Отдых после работы должен быть полноценным. Для того чтобы снять накопившуюся усталость, необходимы не только хороший, достаточный по продолжительности сон, но и активная физическая работа на воздухе, по дому, занятия спортом.