22. Психология безопасности труда.
Психология труда занимается вопросами оценки профессиональной пригодности работника, профессиональной ориентации учащихся школ, рационализации рабочей обстановки и мест, методов труда и обучения, взаимоотношений между людьми в процессе труда и др. Она связана с гигиеной труда, врачебно-трудовой экспертизой, педагогикой и другими науками.
В условиях современного производства особое значение приобретает эмоциональное самочувствие человека в процессе труда. Оно определяется соответствием выполняемой работы способностям и склонностям человека, содержанием, разнообразием и тяжестью работы, размером заработной платы, возможностью повышения квалификации, организацией труда, общественной престижностью данной профессии, а также условиями, которые созданы на предприятии для удовлетворения бытовых и культурных запросов работников (жилье, детские ясли и сады, дома отдыха).
Эмоциональное самочувствие человека в процессе труда зависит, кроме того, от общего психологического климата в трудовом коллективе. Большинство людей исключительно высоко ценит атмосферу дружеского сотрудничества, товарищества, взаимного участия и не согласно даже при увеличении заработной платы променять сплоченный, дружный коллектив на другой, где таких взаимоотношений нет.
Если физиологические факторы в большей степени влияют на количественные показатели производства, то психологические, помимо их влияния на качественные показатели, главным образом определяют уровень текучести кадров. Все это обосновывает необходимость пристального внимания не только к гигиеническим, физиологическим, но и психологическим факторам труда.
На психологический климат в трудовом коллективе большое влияние оказывают отношения между членами данного коллектива и особенно между подчиненными и руководителем. Последний имеет право и обязан руководить действиями подчиненных, прибегая в связи с этим к мерам поощрения и наказания. Форма руководства (тон, в котором ведутся переговоры, даются указания и контролируется их выполнение) играет при этом исключительно важную роль.
Современное производство, особенно транспорт, выдвигает на первый план проблему трудовой дисциплины. Контроль за дисциплиной — важная функция руководителя. Однако психологическую проблему составляет не сам по себе контроль, объективная необходимость которого очевидна, а его формы. При выборе форм контроля, как и при выборе мер поощрения и наказания, следует обязательно учитывать индивидуальные черты личности работников. Так, наказание людей робких по натуре, не уверенных в себе может дезорганизовать их работу, а периодическое поощрение — улучшить ее. В то же время частое поощрение слишком самоуверенных людей приводит их в состояние «головокружения от успеха» и заносчивости.
На железнодорожном транспорте с ростом скоростей движения поездов резко увеличились психоэмоциональные нагрузки у работников локомотивных бригад, диспетчерского аппарата и других ведущих профессий. Это наряду с возрастающими гигиеническими требованиями, предъявляемыми к конструкции локомотивов, оборудованию диспетчерских, выдвигает серьезные требования и к личностным свойствам машинистов, диспетчеров и т. д. Их трудовая деятельность протекает в обстановке постоянного и значительного нервно-психического напряжения, обусловленного высокой ответственностью за жизнь пассажиров, сохранность грузов, соблюдение правил безопасности движения. Поэтому необходимо тщательное изучение психологических свойств работников, связанных с движением поездов. Особенно важным в их деятельности является быстрота реакции, скорость переключения и устойчивость внимания, что требует специального профессионального отбора.
Работоспособность, утомление и борьба с ним. Понижение работоспособности, возникающее в результате выполнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением. Такое физиологическое состояние организма характеризуется рядом, объективных признаков — повышением артериального давления, количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, уменьшением содержания сахара в крови, увеличением содержания молочной кислоты в мышцах, снижением производительности труда; ухудшением субъективных ощущений нежеланием продолжать работу, усталостью и т. п.
Появление и развитие утомления связано с функциональными изменениями, возникающими в центральной нервной системе, с тормозными процессами в коре головного мозга. Быстро наступающее утомление возникает в случаях отсутствия трудовых навыков или при неблагоприятных условиях выполнения работы. В дальнейшем в результате тренировки вырабатывается состояние высокой трудоспособности. Медленно наступающее утомление — более глубокий процесс. Оно возникает при чрезмерно длительной работе и воздействии на организм работающего неблагоприятных факторов внешней среды, при неправильной организации труда. Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспособность полностью не восстанавливается, наступает так называемое переутомление. Причинами пере утомления могут быть несоответствие между тяжестью или продолжительностью работы и временем отдыха.
Работоспособность человека зависит от различных факторов. Одни из них благоприятно влияют на здоровье работающих, другие, наоборот, ведут к преждевременному утомлению и даже заболеваниям. С целью создания безвредных и безопасных условий труда широко внедряется механизация и автоматизация трудовых процессов, совершенствуются станки, оборудование, механизмы, технологические процессы.
Особое место в предупреждении утомления занимает физиологическое обоснование режима труда и отдыха, т. е. рациональное чередование периодов работы и перерывов между ними. Наибольшей сложностью отличается организация труда и отдыха локомотивных и поездных бригад, так как их работа зависит от графика движения поездов и осуществляется как в дневные, так и ночные часы. Кроме того, часть отдыха этих бригад не совпадает с нахождением их в пунктах жительства и протекает вне дома. С целью создания нормальных условий для локомотивных и поездных бригад в пунктах оборота организуются специальные дома отдыха.
Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда, не связанного с физическим напряжением или постоянной позой, применяется активный отдых — производственная гимнастика, физкультурные паузы. Проводятся они перед работой и в течение рабочего дня от одного до трех раз. Комплекс упражнений необходимо периодически изменять, поскольку в противном случае он перестанет служить фактором, предупреждающим утомление, а также развивающим различные группы мышц.
Особое место в системе мероприятий по борьбе с утомлением занимает гигиена умственного труда. На железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве к профессиям с преимущественно умственными компонентами труда относятся диспетчеры, машинисты локомотивов, механики путевых и строительных машин и др. Работники этих профессий в течение рабочего дня воспринимают большой объем информации, на которую должны быстро и точно реагировать. Так, при диспетчерской централизации диспетчер за 12-часовую смену получает в среднем 1800 информации, т. е. две информации в минуту. Еще больший поток информации у диспетчеров маршрутно-релейной централизации.
Для предупреждения утомления и повышения работоспособности исполнителей, занятых умственным трудом, в первую очередь надо установить наиболее рациональный режим труда и отдыха и определить предельный объем информации, который может восприниматься работающим.
Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освещение, окраска помещения должны соответствовать оптимальным условиям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные факторы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т. п.
Время отдыха в период работы и после нее зависит от степени умственной нагрузки и продолжительности процессов восстановления работоспособности. Отдых после работы должен быть полноценным. Для того чтобы снять накопившуюся усталость, необходимы не только хороший, достаточный по продолжительности сон, но и активная физическая работа на воздухе, по дому, занятия спортом.
- Оглавление
- Стандарты качества природной среды.
- Работоспособность. Стадии работоспособности.
- Основные направления негативного воздействия на окружающую среду.
- Шум. Методы защиты от шума.
- 5. Системный анализ безопасности.
- 6. Свойства дисперсных систем. Классификация способов улавливания пыли.
- 7. Производственное освещение
- 8. Структуры управления безопасностью труда в рф.
- 9. Функции управления бжд. Средства управления бжд.
- 10. Оценка воздействия объекта на окружающую среду (овос). Общие положения.
- 11. Количественные и качественные характеристики освещенности. Методы расчета.
- 12. Методические подходы при определении риска. Управление риском.
- 13 Основные положения теории риска. Квантификация риска.
- 14 Защита атмосферы от загрязнений. Последствия загрязнения атмосферы.
- 15 Основы теории горения веществ.
- 16. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций
- 17. Понятие об управлении бжд. Системный подход в управлении.
- 18. Водные ресурсы. Виды водоохранных мероприятий.
- Виды водоохранных мероприятий.
- 19. Обеспечение электробезопасности.
- 20. Анализаторы человека, их составные части. Основные характеристики анализаторов.
- 21. Основы психологии безопасности труда.
- 22. Психология безопасности труда.
- 23. Требования к качеству воздуха производственных помещений. Методы контроля.
- 24. Классификация химических веществ по характеру действия на организм. Средства защиты.
- 25. Экологическая нагрузка на почву. Загрязнение почв.
- 26. Методы анализа (априорный и апостериорный)
- 27. Кислотные осадки. Причины образования, методы защиты
- 28. Электромагнитные поля. Их действие на человека и принципы гигиенического нормирования
- 29. Защита водных ресурсов от воздействия производственных объектов
- 30. Защита водной среды от загрязнений. Методы очистки стоков
- 31. Эргономика: информационная и биофизическая виды совместимостей.
- 32. Эргономика: энергетическая, пространственно - антропометрическая и технико-эстетическая совместимости.
- 33. Радиоактивные материалы. Их опасность
- 34. Предельно допустимые выбросы (пдв). Временно согласованные выбросы (всв).
- 35. Система стандартов безопасного труда (ссбт). Аттестация рабочих мест.
- 36. Эргономика как наука. Функционирование системы (виды совместимостей).
- 37. Характер взаимодействия человека и окружающей среды. Концепция охраны окружающей среды.
- 38. Вибрация. Методы защиты от вибрации
- 39. Травматизм и заболеваемость на производстве. Страхование от н.С. И рофзаболеваний.
- 40. Параметры надежности узлов системы.
- 41. Государственная экологическая экспертиза
- 42. Тяжесть и напряженность труда.
- 43. Концепция приемлемого риска
- 44. Классификация, причины образования и накопления техногенных образований.
- 45. Естественные и техногенные опасные и вредные факторы среды обитания человека.
- 46. Защита природной среды от загрязнений. Механизмы управления.
- 3.3 Мероприятия по защите окружающей среды
- 3.3.1 Пути снижения загрязнения среды обитания
- 3.3.2 Борьба с загрязнениями в месте их образования
- 3.3.3 Выбор экологически чистых технологий и оборудования
- 3.3.4 Устройство санитарно-защитных зон
- 3.3.5 Наиболее распространенные способы и аппараты по очистке
- 47. Факторы, определяющие степень поражения человека электрическим током.
- 48. Глобальные экологические последствия загрязнения природной среды.
- 49. Причины и последствия. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.
- 50. Защита воздушной среды от загрязнений. Методы очистки выбросов.
- 51. Основные требования к освещению производственных помещений. Основные светотехнические понятия.
- 52. Производственный травматизм. Причины, методы анализа
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
- 2 Вида расследования:
- Методы анализа травматизма.
- 53. Номенклатура, таксономия опасностей
- 54. Предельно допустимые концентрации (пдк). Методы обеспечения качества воздуха.
- 55. Эвакуация персонала в условиях чс.
- 56. Анализаторы человека. Адаптационные способности организма. Взаимозависимость работы анализаторов.
- 57. Принципы и методы обеспечения безопасности (гомосфера, ноксосфера).
- 58. Порядок определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды.
- 59. Условия труда. Факторы, определяющие условия труда.
- 60. Общие требования к размещению площадок промпредприятий.
- 61. Микроклимат производственных помещений и его нормирование.
- 62. Понятие об опасности. Опасные и вредные производственные факторы. Их классификация.
- 63. Антропогенные факторы, их воздействие на биосферу.
- 64. Организационно - правовые аспекты безопасности труда.
- 65. Организационно- правовые основы безопасности труда. Система стандартов безопасности труда (ссбт).
- 66. Содержание, цели и задачи курса.