logo
Питулько учебник

1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»

В современных условиях перехода России к рыночным отноше- ниям экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решений на любом уровне управления. В первую оче- редь, это связано с переходом от административных методов регу- лирования экономики к рыночным, что предусматривает разви- тие независимой экологической экспертизы как одного из важ- нейших инструментов в процессе принятия решений.

Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйствен- ную деятельность без учета существующего и прогнозируемого со- стояния природной среды, без оценки последствий от хозяйствен- ной деятельности привела к ухудшению экологической обстанов- ки и образованию очагов социальной напряженности в местах рас- положения экологически неблагополучных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» впер- вые были сформулированы основы проведения экологической эк- спертизы в Российской Федерации. Во исполнение этих принци- пов был разработан и в 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Он регулирует все отношения в области экологической экспер- тизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — ус- тановление соответствия намечаемой хозяйственной и иной дея- тельности экологическим требованиям и определение допустимо- сти реализации объекта экологической экспертизы в целях пре- дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой дея- тельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объек- та экологической экспертизы». В соответствии с законом на терри- тории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и обществен- ная экологическая экспертиза (ОЭЭ).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен следующим образом:

  1. принципы экологической экспертизы;

  2. полномочия в области экологической экспертизы федераль- ных органов государственной власти, субъектов Российской Фе- дерации, органов местного самоуправления;

  3. порядок проведения ГЭЭ, включая:

объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов Рос- сийской Федерации;

порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ; права и обязанности эксперта и руководителя; принятие заключения ГЭЭ;

4) порядок проведения ОЭЭ, включая: объекты ОЭЭ;

условия проведения ОЭЭ;

отказ в государственной регистрации заявления о проведе- нии ОЭЭ;

принятие заключения ОЭЭ;

  1. права и обязанности заказчиков документации, подлежа- щей экологической экспертизе;

  2. финансирование государственной и общественной экологи- ческой экспертизы;

  3. виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;

  4. порядок разрешения споров в области экологической экс- пертизы между субъектами Российской Федерации и между муни- ципальными образованиями.

Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель- ных условий финансирования и реализации ее объекта. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологиче- ской экспертизы.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установ- лена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в этой области.

Споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных доку- ментов. В случае отсутствия таких решений эти споры разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Феде- рации. Споры в области экологической экспертизы между муни- ципальными образованиями разрешаются в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.