11.7. Экологическое образование
Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов содержания образования в XXI веке. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», первоочередными считаются следующие меры:
создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;
пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идеи экологически безопасного, устойчивого развития;
создание системы практической деятельности учащихся по улучшению состояния окружающей среды;
координация школьной и внешкольной систем образования, начального, среднего, профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;
подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.
В настоящее время существует множество авторских определений понятия «экологическое образование». Так, И. Д. Зверев и И. Т. Суравегина, авторы Концепции общего среднего экологического образования, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Таким образом, экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Целью экологического образования является необходимость формирования экологической культуры на основе овладения экологическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в отношениях с природой, поскольку существование человека без природы невозможно. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Ведущими идеями развития экологического образования являются:
осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;
понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни;
понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем и устойчивость жизни;
воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, согласующейся с экологическим и нравственным императивом.
Актуальность экологического образования обусловлена глобальностью экологических проблем, стоящих перед человечеством, и невозможностью их решения без сформированности экологической ответственности, экологической культуры. Большую роль в формировании и развитии экологического сознания, экологической культуры, знаний, умений, навыков учащихся играет организация внеурочной и внеклассной работы. К таким формам работы относятся: экологические игры (соревновательные, ролевые, имитационные), детские экологические движения, экскурсии, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные проекты, экспедиции, факультативы, научные вечера, конференции, исследовательские работы учащихся, издание стенгазет, альбомов, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов, школьный экологический мониторинг и др. В настоящее время можно определить несколько возможных направлений развития системы экологического образования, представленных в следующих моделях: от экологического образования – к образованию для устойчивого развития (социально-экономического аспект); к экологической культуре – через экологическое просвещение населения (эколого-культурологический аспект); экологическая компетентность – обязательный компонент профессиональной деятельности любого специалиста.
Таким образом, преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, в результате научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Стихийное использование природных ресурсов без соответствующих мер их защиты и возможности восстановления, интенсивное и все возрастающее загрязнение окружающей среды приводят к непоправимым изменениям в природе, катастрофическим изменениям в биосфере. В связи с этим обеспечение экологической безопасности является важнейшей естественнонаучной и социально-политической проблемой современности, от правильного решения которой зависит благополучие человечества. Сохранить гармоничные отношения человека и природы – основная задача, которая стоит перед нынешним поколением. Решение этой задачи требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностей, необходимости развития у каждого человека экологического сознания, экологической культуры.
|
|
|
|
|
Оглавление
Режим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
жим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
авление
Режим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
им
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
жим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
главление
Режим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
авление
Режим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
жим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
лавление
Режим
«»
Для продолжения работы в режиме дополнительных возможностей выберите подраздел.
Для перехода в режим работы с основным материалом курса выберите вкладку «Обучение»
Для продолжения работы в режиме обучения используйте пункт меню «Оглавление» и элементы навигации на панели управления.
Для перехода в режим работы с дополнительными функциональными возможностями и разделами выберите вкладку «Дополнительные возможности»
Закладки
Здесь вы можете хранить свои закладки, но не более 10-ти
Добавить закладку
Справка
| Оглавление |
| Выбрать режим обучения |
| |
| Напечатать раздел |
| Поиск |
Перейти к... | |
| предыдущему материалу |
| следующему материалу |
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.2. Естествознание – комплекс наук о природе
- 1.3. Методы естественнонаучных исследований
- Тема 2. Лекция
- 2.1. Материя и ее свойства
- 2.2. Фундаментальные взаимодействия
- Характеристики фундаментальных взаимодействий
- 2.3. Тепловое излучение. Рождение квантовых представлений
- 2.4. Гипотеза де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме свойств частиц
- 2.5. Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда
- 2.6. Теория Бора для атома водорода. Постулаты Бора
- 2.7. Атом водорода в квантовой механике
- 2.8. Многоэлектронный атом. Принцип Паули
- 2.9. Квантово-механическое обоснование Периодического закона д. И. Менделеева
- 2.10. Основные понятия ядерной физики
- 2.11. Радиоактивность
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Законы движения
- 3.2. Законы сохранения
- 3.3. Принципы современной физики
- 3.4. Понятие о состоянии системы. Лапласовский детерминизм
- 3.5. Специальная теория относительности (сто)
- 3.6. Начала термодинамики. Представления об энтропии
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Химия как наука. Краткая историческая справка. Проблемы и перспективы современной химии
- 4.2. Химический элемент. Строение атома. Периодический закон
- 4.3. Химическое соединение, химическая связь
- 4.4. Химическая реакция, ее скорость, кинетика и катализ, биокатализаторы
- 4.5. Взаимосвязь химического строения и структуры неорганических и органических соединений
- 4.6. Эволюционная химия – отбор химических элементов во Вселенной
- 4.7. Концептуальные системы химических знаний
- Тема 5. Лекция
- Определения и терминология
- Тема 6. Лекция
- 6.1. Общие представления о Вселенной
- 6.2. Галактики
- 6.3. Звезды
- 6.4. Солнечная система
- Тема 7. Лекция
- 7.1. Форма и размеры Земли
- 7.2. Космические ритмы
- 7.3. Зональные комплексы
- 7.4. Комплексные природные зоны
- 7.5. Понятие о литосфере
- 7.6. Геологическое летосчисление
- Геохронологическая шкала
- 7.7. Рельефообразующие процессы
- Описание разрушений во время землетрясения и их соответствие баллам по шкалам Меркалли и Рихтера
- 7.8. Основные формы рельефа Земли
- Классификация форм рельефа по их размерам
- 7.9. Минеральные ресурсы литосферы
- Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа
- 7.10. Гидросфера
- 7.11. Атмосфера
- 7.12. Общие представления о географической оболочке
- Тема 8. Лекция
- 8.1. Электромагнитные взаимодействия как определяющие химический и биологический уровень организации материи
- 8.2. Симметрия и асимметрия в природе
- 8.3. Самоорганизация природы (понятие синергетики)
- 8.4. Основные свойства самоорганизующихся систем Открытые системы
- 8.5. Представление о жизни в современном естествознании
- 8.6. Структурные уровни организации живой материи
- Обзор царств организмов и некоторых важных подгрупп (по 3. Брему и и. Мейнке, 1999)
- 8.7. Гипотезы происхождения жизни
- 8.8. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни на Земле
- 8.9. Теории эволюции органического мира Начальные этапы биологической эволюции
- Возникновение и распространение организмов в истории Земли (по з. Брему и и. Мейнке, 1999 г.)
- 8.10. Основы генетики История возникновения генетики
- Тема 9. Лекция
- 9.1. Биосфера, ее структура и функции
- 9.2. Живое вещество как системообразующий фактор биосферы
- 9.3. Биосфера – экосистема планетарного масштаба
- 9.4. Принципы устройства биосферы
- 9.5. Превращение биосферы в ноосферу
- Тема 10. Лекция
- 10.1. Происхождение человека
- 10.2. Сходство и отличие человека и животных
- 10.3. Стадии эволюции человека
- 10.4. Соотношение биологического и социального в человеке
- 10.5. Здоровье человека. Демографические проблемы
- 10.6. Работоспособность и творчество
- Тема 11. Лекция
- 11.1. Задачи, методы экологии как науки
- 11.2. Среды жизни, экологические факторы
- Сравнительная характеристика сред жизни и адаптации к ним живых организмов
- 11.3. Современные экологические проблемы
- 11.4. Загрязнение окружающей среды
- 11.5. Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья человека
- 11.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 11.7. Экологическое образование