3.5.2. История и состояние мониторинга в России
В Постановлении Правительства РФ о создании ЕГСЭМ предпо- лагалось, что уже в 1994 г. будут разработаны и утверждены норма- тивные документы, определяющие порядок функционирования и развития системы экологического мониторинга в стране в целом, а
в 1994—1996 гг. обеспечено внедрение в регионах и на предприятиях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами. В качестве базовых принципов при организации ЕГСЭМ высту-
пают:
1) организация опорных пунктов сбора и обработки экологи- ческой информации на локальном, региональном и федеральном уровнях, имеющих прямые связи с научно-исследовательскими ин- ститутами и органами МЧС России;
2) интеграция ЕГСЭМ в международные системы мониторин- га и глобальные базы данных;
З) максимальное использование имеющихся в ведомственных системах сбора экологической информации вычислительных мощ- ностей и научно-методических разработок.
Методическую помощь должно было осуществлять Министерство охраны окружающей среды Российской Федерации (нынешний правопреемник — Министерство природных ресурсов Российской Федерации), которому также предписывалось организовать взаимодействие ЕГСЭМ, наблюдательных систем ПВО Мин- обороны России и Российской системы предупреждения и ликви- дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Однако и по сей день ЕГСЭМ как информационная система о состоянии окружающей среды, о тенденциях и степени ее измене- ния, обеспечивающая все уровни управления необходимой эколо- гической информацией (ретроспективной, текущей и прогнозной) для принятия своевременных управленческих решений, не функ- ционирует, причем не только из-за недостаточного финансирования Роскомгидромета. Так называемый «фоновый» экологический мо- ниторинг был организован на сети станций гидрометеорологичес- ких наблюдений, которая даже в лучшие свои времена не могла обеспечить региональных оценок состояния окружающей среды. Сружба погоды и экологический мониторинг исследуют факторы, обладающие существенно различной изменчивостью, и должны опираться на данные, соответствующие ее уровню. Кроме того, на- бор исследуемых переменных в экологическом мониторинге значи- телъно шире, чем при гидрометеорологических наблюдениях. Эти обстоятельства представляются принципиально важными, поскольку на ЕГСЭМ возложены не только функции контроля состояния объек- тов природы, но и предупреждения аварий и катастроф, что предъяв- ляет к экологическому мониторингу повышенные требования по плотности сетей, единству методической и приборной базы, а так- же по связности данных во времени и пространстве. Анализ состояния действующих в стране систем ведомственных средств наблюдения и контроля природной среды показывает, что все они имеют ряд следующих существенных недостатков: недостаточная представительность концептуальной базы про-
водимого комплекса эколого-информационных работ;
разобщенность и методическая несовместимость ведомственных служб экологического контроля, дублирование работ различными ведомствами, слабая степень автоматизации процессов получения, передачи, обработки, хранения и доведения информации до по- требителя;
отсутствие вневедомственной сети центров обработки экологи- ческой информации, единых унифицированных методик и про- грамм измерения экологических параметров окружающей среды, алгоритмов комплексной обработки экологических данных и про- гностических моделей оценки экологической обстановки приме- нительно к полному комплексу природоохранных мероприятий и рациональному использованию природных ресурсов;
значительное отставание в оснащении станций, постов и об- серваторий современным парком приборов и метрологическим обеспечением;
несовершенство применяемой методологии мониторинга;
ориентировка работ по экологическому мониторингу на второ- степенные процессы и явления в виде аномальных изменений от- дельных компонентов среды без учета интегральных воздействий техносферы на природу.
Осенью 1994 г. на Пятой сессии Межгосударственного эко- логического совета (МЭС) стран СНГ были приняты «Концеп- ция Межгосударственной системы экологического мониторин- га», «Основные принципы создания Информационного центра экологического мониторинга и научно-технических разработок» и «Предложения об использовании космических средств для це- лей экологического мониторинга в странах — членах МЭС». Со- здание такой системы является дальнейшим развитием идей ЕГ- СЭМ на основе международно признанных критериев и параме- тров.
В самостоятелыгую задачу, стоящую перед МЭС, выделена оцен- ка трансграничных переносов, в первую очередь — в части выпол- нения странами СНГ обязательств по участию в европейской си- стеме мониторинга лесов на территориях, входивших в 500-кило- метровую зону вдоль границ бывшего СССР.
Компоненты ЕГСЭМ — уже существующие ведомственные си- стемы наблюдения и контроля состояния окружающей среды и природных объектов: Роскомгидромет; Государственная автомати- зированная система контроля радиационных объектов, Госатом- надзор России, мониторинг лесного фонда Роскомлеса; агрохим- служба и мониторинг загрязнения сельскохозяйственных земель Минссльхоза России; мониторинг геологической среды МПР Рос- сии; санитарный контроль качества среды обитания и здоровья населения Госсанэпиднадзора России и других систем наблюде- ния и контроля, создаваемых ведомствами для информационного обеспечения решения задач.
На национальном уровне реально выполняется радиационный мониторинг с помощью Государственной автоматизированной системы контроля радиационных объектов (ГАСКРО). Охаракте- ризуем ее возможности на примере Ленинградской области и Ле- нинградской АЭС. Собственная объектовая система АСКРО Ле- нинградской АЭС имеет 26 стационарных и один мобильный дат- чик контроля радиационного фона, по заданному режиму переда- ющие информацию посредством спутниковой связи в Центр ядерной безопасности STUK (Финляндия) и Информационно-вычислительный центр ЛАЭС, далее в Минатом России и мэрию г. Сосновый Бор. Система АСКРО Ленинградской области обслуживается Аварийно-техническим центром Минатома России и НПО«Радиевый институт имени В.Г.Хлопина».
В Сосновом Бору сбор информации осуществляется в плановом режиме и по запросу с семи датчиков, имеющих также выход в отдел природопользования и экологической безопасности мэрии г.Сосновый Бор, табло непрерывного круглосуточного наблюде- ния в приемной мэра города и у дежурного пожарной охраны. Свои маршруты имеются в центре Государственного санитарно-эпиде- миологического надзора ЦМСЧ-38, поддерживаемого в научно- практическом отношении НИИ промышленной и морской меди- цины (г. Санкт-Петербург). Плановую работу осуществляет Инс- пекция Госатомнадзора России. Вспомогательными являются объектовые системы Ленспецкомбината «Радон» и Научно-исследовательского технологического института (НИТИ), также имеющие свои средства оперативного и лабораторного контроля. Следует заметить, что СЗЗ всех радиационно-опасных предприятий совмещены, как и ответственность за нарушения экологического законадательства. Радиоактивность объектов природной среды обследуется лабораторией экологических исследований НПО «Радиевый институт имени В.Г.Хлопина» и отделом радиационной безопасности НИТИ различными методами, в числе которых: аэрогамма-съемка, автомобильная гамма-съемка, постоянный отбор пробаэрозолей приземного воздуха, растительности, почв, снега, воды. Ежечасные измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД), радиоактивности выпадений и атмосферных аэрозолей свидетель- ствуют об отсутствии существенных изменений радиационной об- становки за последние десять лет.
В системе северо-западного управления Росгидромета превы- шение фоновой мощности экспозиционной дозы ежедневно из- меряется на пяти стационарных постах, в том числе в г. Ломоносов. Содержание радиоактивных аэрозолей определяется ежедневно на одном стационарном посту.
АСКРО базируется на двух системах. Первая включает в себя 32 автоматизированных поста (14 постов расположено в Санкт-Пе- тербурге и 18 — в Ленинградской области, в том числе 4 — в рай-
оне АЭС). Вторая система, г. Сосновый Бор, основана на получе-. нии данных о мощности экспозиционной дозы у-излучения с пяти
постов.
Мониторинг водных объектов — система достаточных, регу- лярных, непрерывных наблюдений, измерений и оценки состоя- ния водных объектов в соответствии с заранее подготовленной научно обоснованной и экономически эффективной программой. Мониторинг является составной частью контроля за состоянием водных объектов, который включает в себя не только наблюдение и получение информации, но и элементы управления и принятия решений по обеспечению экологической безопасности населения и охраны природных ресурсов.
Традиционные программы мониторинга и оценка состояния качества вод поверхностных водных объектов, принятые в Рос- сии, основанные на оценке качества вод только по гидрохими- ческим показателям, не позволяют в полной мере оценить состо- яние объекта, в первую очередь, его биоты. Кроме того, осуще- ствление такой программы требует значительных финансовых за- трат.
Что касается частоты отбора проб воды для анализа, то ежеме- сячный отбор считается достаточным для определения статисти- чески достоверных среднегодовых данных, но не позволяет обес- печивать оперативное управление водными ресурсами и принятие решения для обеспечения экологической безопасности населения. Для получения репрезентативных и достаточных данных наблюде- ний необходимо создание на нескольких створах станций непре- рывного контроля с определением интегральных характеристик состояния вод.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением