logo
Питулько учебник

3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты

Мониторинг — проведение наблюдений (измерений) на за- крепленной сети точек (маршрутов) по заданной программе и с заданной периодичностью для оценки состояния окружающей сре- ды и прогноза его изменения.

Контроль — проведение наблюдений (измерений) над конк- ретным параметром на закрепленной сети точек (маршрутов) с целью проверки соответствия параметров системы установленным требованиям (нормативам).

Целями мониторинга в России являются:

выявление и прогноз негативных процессов, влияющих на ка- Цество окружающей среды и состояние природных объектов;

предотвращение вредных воздействий, вызванных негативны- ми процессами;

оценка эффективности мер по охране природных ресурсов;

получение информации об управлении и контроле за использо- ванием и охраной природных объектов.

Традиционно мониторинг окружающей среды осуществляется путем комбинации геофизического, химического и биологическо- го мониторингов.

Химический анализ выполняется для оценки потенциальных экологических нагрузок на систему, например, степени обогаще- ния биогенными элементами, дефицита кислорода, а также для контроля уровня опасных веществ (тяжелых металлов и устойчивых органических загрязняющих веществ). Биологический мониторинг, главным образом, фокусируется на оценке экологической структу- ры (разнообразия). Недавно также стал применяться экотоксиколо- гический мониторинг методами биотестирования, т.е. тестирование проб на их токсичность по выбранным тест-организмам.

Интегрированный мониторинг и методология оценки должны включать следующие шаги:

1) оценка источников загрязняющих веществ на водосборе и нагрузки на водоем;

2) определение приоритетных загрязнителей в целях исключе- ния незначимых поллютантов;

3) оценка первоначальных данных для получения ориентиро- вочных значений естественных концентраций в различных эколо- гических нишах (донные отложения, вода, биота); 4) оценка риска для окружающей среды и здоровья, необходи- мая для определения потенциального вреда (установленных кон- центраций) нагрузок на окружающую среду и здоровье (напри- мер, эвтрофирование, токсическое воздействие, дефицит кисло- рода, долгосрочное воздействие устойчивых органических загряз- няющих веществ, загрязнение ресурсов питьевой воды);

  1. установление приоритета загрязнений и групп загрязняю- щих примесей, основанное на коэффициентах риска и качестве вод;

  2. отбор соответствующей стратегии мониторинга, включая публикации и методологию оценки.

Предпринятые за последние годы усилия в области охраны ок- ружающей среды не привели к стабилизации экологической об- становки на территории России, тем более к ее улучшению. Слож- ная ситуация складывается в промышленных районах, где возрос- ло число случаев опасного воздействия на население и природные объекты загрязняющими веществами в результате аварий и катас- троф в промышленности и на транспорте. Состояние технологи- ческого оборудования позволяет прогнозировать в ближайшие годы рост частоты аварийных ситуаций с тяжелыми экологическими последствиями.

Негативные последствия экологического неблагополучия про- являются в высокой смертности и низкой продолжительности жизни людей, деградации природных экосистем и возобновляе- мых природных ресурсов, усилении социальной напряженности и усиливающейся роли России как дестабилизирующего фактора в обеспечении международной экологической безопасности.

Природоохранная деятельность в условиях интенсивного ант- ропогенного воздействия на окружающую среду должна обеспечи- вать решение триединой задачи:

сохранение и восстановление природных экосистем;

обеспечение безопасного проживания населения;

обеспечение устойчивого развития экономики.

Эффективность природоохранных мероприятий может быть обес- печена лишь при наличии полной, достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях изменения как природной среды в целом, так и отдельных ее объектов (атмосферного возду- ха, вод, почвы и т.д.). Для достижения этой цели предназначена система экологического мониторинга. Развитие региональных сис- тем экологического мониторинга и их информационное сопряже- ние со структурами МЧС России необходимы для получения на- дежных сведений органами государственной власти и управления, муниципальными учреждениями, причем стекающаяся по сети ин- формация должна быть представлена в виде, удобном для быстро- го осмысления и принятия управленческих решений.

Остановимся на содержании термина «мониторинг». К сожале- нию, не только рядовые обыватели, но и многие крупные иссле- дователи и специалисты с этим термином связывают принципи- ально несхожие вещи:

периодический мониторинг с целью построения рядов наблю- дений для оценки динамики и прогноза состояния природной среды;

мониторинг среды обитания — для оценки и прогноза состоя- ния здоровья городского населения;

оперативный мониторинг природной среды (контроль автома- тическими средствами типа «химический сторож» и «черный ящик» контроль сопутствующих эколого-криминалистических служб). Отсутствие четкого разделения этих понятий сделало неэффек- тивным даже такой долгожданный документ, как Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ)» от 24.11.1993 № 1229. Основное значение англоязычного термина топitoringконт- роль. Применительно к оценке состояния природных и техноген- ных систем собственно контроль сводится к проведению наблюдений по заданной программе с целью проверки соответствия параметров системы установленным требованиям (нормативам). Тогда экологический мониторинг есть частный случай контроля, проводимого с заданной периодичностью с целью анализа и прогнозирования изменений в изучаемой экосистеме.