3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
К лесным землям относятся покрытые лесом площади, заня- тые лесонасаждениями естественного и искусственного происхож-
дения, и не прокрытые лесом территории: вырубки, гари, погиб- шие насаждения и прогалины, т.е. те площади, на которых ранее произрастал лес и которые временно, по какой-либо причине, выбыли из процесса лесовыращивания, а также редины антропо- генного происхождения. К лесным землям относятся также несом- кнувшиеся лесные культуры, естественные редины (редколесья), лесосеменные плантации и питомники.
Практика сплошных рубок леса на больших площадях показа- ла. что восстановление основных средообразующих функций та-- ких территорий растягивается на многие десятилетия даже при бла- гоприятных условиях заноса семян материнских пород. Период в 40—60 лет — это наиболее вероятный срок начала стабилизации лесного покрова после прохода заготовительной техники при фрон- тальной добыче древесины. В Причулымском лесоэкономическом районе вырубка 15 % лесопокрытой площади существенно изменила связь расходов наносов с расходами в реках Чулым и Белый Июс: отклонение составило 300—900%. Мутность воды в эти периоды (после рубки) достигала 900—1500 г/м3 против 100 — 200 г/м3 в
годы без рубок. Аналогичные отклонения в годы проведения мас- совых рубок на водосборах получены на реках Приангарья. Эро- зионньтй коэффициент в бассейнах рек со сплошными рубками увеличивается в 10 и более раз. Исследования показали, что при- чиной этому является высокая степень разрушения растительно - подстилочной поверхности почв: не менее 25 — 40 % площади вы- рубок оказывались минерализованными и подвергались захвату поверхностным стоком. Поэтому приходится прилагать значитель- ные усилия и нести огромные затраты для восстановления лесных биоценозов.
Вследствие интенсивных вырубок в долинах рек Лены, Вилюя и Алдана существенно изменился лесопородный состав крупных массивов лиственницы, сформированных на озерно-болотных от- ложениях, деградировали сосново-лиственничные леса на Лено- Амгинском междуречье в зоне строительства БАМ и угольного гиганта Нерюнгри, распространились послепожарные гнили в ле- сах Южной Якутии и Восточного Забайкалья. Периодически возникающие нашествия сибирского шелкопря- да и большого пихтового усача в темнохвойных лесах юга Сибири по существу определяют современное состояние этих раститель- ных формаций, их состав, возрастную структуру и динамику лесо- восстановительного процесса.
К наиболее «горячим точкам» относятся регионы, где про- водились и проводятся достаточно интенсивные лесозаготовки, районы сельскохозяйственного и промышленного освоения (Се- веро-Запад, центр и юг Красноярского края, Норильский про- мышленный узел, Приангарье, южная Якутия, Хабаровский край и т.п.)
Сохранение от огня одного гектара леса означает сохранение его способности депонировать (секвестировать) углерод в количе- стве до 10 т ежегодно. В среднем за 20 лет один пожар поражает ежегодно 154 га леса. Нетрудно представить экологическую и экономическую эффективность вложения средств в охрану лесов от пожаров и лесовосстановителъные мероприятия. Даже если ес- тественное возобновление сгоревшего леса осуществится достаточно быстро, на восстановление его угледепонирующей способности, и зависимости от степени уничтожения, может потребоваться от 10 до 100 и более лет. Это же относится и к восстановлению других экологических и иных функций леса.
Под лесовосстановлением понимается создание лесных культур на площадях, ранее покрытых лесом (в отличие от лесоразведе- ния, которое предусматривает создание лесных культур на площа- дях, ранее им не занятых).
Основу лесовосстановления составляют посев и посадка, лишь 20 — 25 % площадей приходится на содействие естественному воз- обновлению (преимущественно — оставление массивов семенни- ков).
При искусственном лесовосстановлении предпочтение отда- ется созданию культур методом посадки. В качестве посадочного материала используются хвойные породы (99 — 99,9 %). Преобла- дающей породой при посадках на севере Русской равнины явля- ется ель, доля ее участия составляет 70 — 75%, в Сибири — ли- ственница, пихта, сосна, кедр. Используется 2 — 3-хлетний поса- дочный материал. Из общего объема посадок 70 % приходится на создание лесных культур с использованием саженцев, 30 % — сеянцев.
Лесовосстановление осуществляется в основном на лесных пло- щадях: вырубках, гарях, а также землях, выделенных под добычу полезных ископаемых. Преимущество при лесовосстановлении от- дается вырубкам (лесные площади с ненарушенным или частично нарушенным почвенным покровом). Площади, занятые гарями, требуют, как правило, проведения дополнительных работ по рас- чистке территорий, уборке горелой древесины и т. п.
Наряду с использованием посадочного материала с открытой корневой системой для лесовосстановления используется посадоч- ный материал с закрытой корневой системой, т.е. с комом почвы на корнях.
В пригородной зоне крупных городов для лесовосстановления используется крупномерный посадочный материал (деревья и ку- старники в возрасте 3—15 лет). Эти культуры создаются с целью повышения устойчивости насаждений к рекреационным нагруз- кам.
Выращивают крупномерный посадочный материал для лесо- парковых зон в специализированных питомниках по выращива-
нию декоративных деревьев и кустарников, принадлежащих орга-
зациям, осуществляющим работы по озеленению города. Выращивание посадочного материала для лесовосстановления обеспечивается базисными питомниками. Дополнительно выращи- вают сеянцы сами лесхозы. В стране существует ряд селекционных центров, в функции которых входят выращивание элитного поса- дочного материала, отработка новых методов создания культур, оуществление экспериментальных работ.
Суммарное количество ежегодно выращиваемого посадочного материла в питомниках РФ составляет миллиарды сеянцев. Их по- садка осуществляется механизированным способом с использова- нием лесопосадочных машин. На участках, где использование ме- ханизации затруднено, посадка осуществляется вручную. При соз- дании культур на вырубках почвы сначала подготавливают (дела- юг плужные борозды или подготавливают почвы площадками). Средняя приживаемость культур составляет 95 — 96 %. Возможные районы насаждения лесов — это, прежде всего, выработанные тор- фяники с остаточной залежью торфа 0,15 — 0,20 м, находящиеся на балансе горнодобывающих и строительных организаций, отра- ботанные площади (карьеры песчано-гравийных смесей, глин, щеб- ня, фосфоритов, известняков, сланцев, бокситов), полигоны Министерства обороны Российской Федерации, вырубки и гари, требующие осуществления подготовительных работ. Все разновид- ности нарушенных земель требуют дифференцированной методи- ки и технологии лесовосстановления.
Около 40 лет назад на Алтае была предпринята чуть ли не пер- вая в мире попытка наладить комплексное и неистощительное ис- полъзование леса, вошедшая в историю как «Кедроград». Лесовос- становление составляло неотъемлемую часть проекта. Идея состоя- ла в том, чтобы не вести сплошных рубок кедра на огромных пло- щадях. а брать от тайги все: орех, живицу (смолу хвойных деревь- ев), лекарственные растения, пушнину и одновременно культи- вировать посадки кедровых саженцев. Но оказалось, что урожай ореха крайне нерегулярен, зверя на отведенной территории мож- но добывать очень немного, спрос на живицу ограничен и ее до- быча убыточна... И получалось, что для того, чтобы выжить, нуж- но рубить и рубить кедр. «Кедроград» погиб потому, что превра- тился в обычный леспромхоз.
Правота идеологов «Кедрограда» была доказана «от против- ного» — сплошные рубки кедра в регионе полностью запрещены уже 12 лет, а накануне этого запрета их объем был в 5 —6 раз мньще, чем в начале 1960-х гг. Создана система независимой лесной сертификации. Алтайский край начал внедрять ее у себя по собственной инициативе. А молодые сорокалетние древостой кедра остались памятником самоотверженным энтузиастам «Кед- рограда».
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением