61. . Основные цели создания особо охраняемых объектов
Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; • осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; • экологическое просвещение; • участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; • сохранение историко-культурных объектов; • экологическое просвещение населения; • создание условий для регулируемого туризма и отдыха; • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; • осуществление экологического мониторинга; • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи: • сохранение природной среды, природных ландшафтов; • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. г) Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:• комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы, д) Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
67. . На какие типы можно подразделить среду обитания человека?
Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Среду обитания человека так же, как и любого живого организма, можно подразделить на несколько условных типов: • информационная среда, которую можно считать фильтратом внешних впечатлений, поступающих в мозг, которые зависят от видовых особенностей рецепторов, т. е. органов чувств. Для человека понятие информационной среды усложняется по сравнению с животными на несколько порядков в связи с наличием большого количества видео- и словесной информации, т. е. того, что мы называем культурной средой; • минимальная среда, т. е. наличие тех необходимых ресурсов, без которых невозможна сама жизнь; • физиологическая среда жизни, т. е. минимальная среда плюс наличие условий обеспечения некоторых более сложных потребностей, которое человек, как и любой другой живой организм, получает из среды. Это, например, не просто питание, а полноценное питание или обеспечение потребности в движении и многое подобное; • экологическая среда или непосредственная среда жизни (среда обитания каждого человека или группы людей) — самое широкое понятие. Она зависит от многообразных экологических связей с окружающими организмами, как непосредственно обеспечивающими потребности людей, так и с другими организмами Земли. Таким образом, экологическая среда — это вся природная среда. В свою очередь среда жизни каждого отдельного человека, окружающая его как в природных экосистемах, так и в условиях городского или сельского существования, также подразделяется на несколько видов: • собственно природная среда, т. е. те природные экосистемы, в которых живет данная группа людей. Этот вид среды имеет свойство самоподдержания и саморегуляции. Человек ощущает энергетическое состояние среды, т. е. наличие определенных климатических условий, электромагнитных полей, атмосферные условия, водную компоненту среды, ландшафт, облик и состав биологического окружения. Кроме того, он находится под властью биологических ритмов, так или иначе связанных не только с общебиосферными, но и с космическими циклами; • агротехническая среда: сельскохозяйственные угодья,культурные ландшафты, зеленые насаждения, постройки, бульвары, сады и т. п. Этот вид среды требует усилий человека по ее поддержанию, ибо это полуискусст-венные агроэкосистемы. В городах и на производстве люди окружены полностью искусственной средой. Внутреннее пространство жилищ и производственных помещений, транспорт, культурно-архитектурная среда, среда вещей и прочее полностью созданы человеком и не могут без него существовать; • социальная среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой. Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение(демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.
- 2.Структура современной экологии
- 3. Этапы исторического развития экологии как науки. Какова роль отечественных ученых в ее становлении и развитии?
- 5. . Какой вклад в развитие экологии внесли ученые древнего мира
- 6.Чем отличается биоцентрическое и антропоцентрическое мировозрение в экологии?
- 7. . Каковы основные причины конфликта между обществом и природой в современных условиях?
- 10 Какие существуют классификации экологических факторов?
- II. По происхождению
- III. По расходованию
- IV. По направленности
- 11. .Что такое лимитирующие факторы?
- 13. Что такое витальные и сигнальные факторы?
- 14. Как гласит закон экологической толерантности, когда и кем он был сформулирован?
- 15. Что такое экологическая ниша?
- 16. Что такое экологическая диверсификация?
- 17. . Как гласит принцип конкурентного исключения (принцип Гаузе)?
- 18. Что изучает демэкология
- 19. Что такое популяция и какими свойствами обладают популяции?
- 20. . Какие существуют показатели популяции?
- 21. . Что относятся к динамическим показателям популяции?
- 22. Что относятся к статическим показателям популяции?
- 23 . Какие факторы влияют на рост численности популяций?
- 25. Что такое экосистема?
- 26. . Что изучает синэкология?
- Основные компоненты экосистемы [править]
- 28. Что такое гомеостаз экосистемы
- 45. Круговорот серы
- Классификация природных ресурсов по исчерпаемости
- Экономическая классификация природных ресурсов
- 2.Солнечная энергия
- 3.Ветровая энергия
- 4.Энергия воды
- Направления альтернативной энергетики [править] Альтернативный источник энергии [править]
- Классификация источников [править]
- Мускульная сила человека [править]
- Роль зеленых растений в природе и жизни человека в природе:
- В жизни человека:
- Факторы внешней среды и их влияние на живые организмы
- Особо охраняемые природные территории Казахстана
- Заповедники [править]
- Национальные парки [править]
- Резерваты [править]
- Заказники [править]
- Заповедные зоны [править]
- Памятники природы [править]
- Ботанические сады [править]
- Зоопарки [править]
- 61. . Основные цели создания особо охраняемых объектов
- 68. . Какие факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека, являются абиотическими?
- 69. Предмет и задачи медицинской экологии
- 73 Что такое фактор риска? в чем его отличие от фактора здоровья? фактор риска
- 74.. Группы факторов риска. Охарактеризуйте их
- Классификация миграционного движения [править]
- Причины миграции [править]
- 82 3.1.10. Факторы рождаемости
- 87 Озон в атмосфере. Озоновый слой - ультрафиолетовый щит Земли
- История термина [править]
- Химические реакции [править]
- Экологические и экономические последствия [править]
- [Править]Влияние на здоровье людей
- [Править]Влияние на окружающую среду
- 91 Защита атмосферного воздуха от загрязнения
- 93 Водные ресурсы
- 96 Эвтрофикация водоемов
- 100 Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
- Оборотное водоснабжение
- Замкнутый цикл водопользования