3.2.3. Системы обращения с отходами
Приблизительно за 500 лет до н. э. в Афинах был издан первый известный эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предпи- сывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе, чем за милю от города.
С тех пор мусор складировали на различных хранилищах в сель- ской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а антисанитарное состояние сва- лочных масс стало опасным. Отдельно стоящие свалки были заменены ямами для хранения мусора. Около 90 % отходов в США до сих пор захоранивается.
Сбор, утилизация и захоронение промышленных и твердых бытовых отходов (ТБО) является одной из важнейших проблем городов и промышленных центров. Кроме собственно ТБО, еже- годно образуются десятки и сотни тысяч тонн влажного осадка сточных вод и избыточного активного ила на биологических очис- тных сооружениях, являющихся разновидностью твердых отходов жизнедеятельности населения. Часть его сжигается, другая — на- капливается.
Для решения этих базовых проблем существуют испытанные технические приемы, позволяющие заметно продвинуть их реше- ние:
селективный сбор отходов;
сокращение количества ТБО, образующихся в результате жизне- деятельности населения;
повторное использование утилизируемых ресурсов из состава ТБО (один из видов рецикла ресурсов — компостирование боль- шей части органических отходов и внесение компоста в качестве компонента почв);
сжигание некомпостируемых отходов с целью сокращения их объема перед депонированием и рекуперацией части энергоресур- сов. При этом должны соблюдаться весьма строгие ограничения на эмиссию в атмосферу с дымовыми газами вредных примесей и безопасное депонирование золы;
депонирование ТБО для длительного хранения на специально подготовленных полигонах. Наименее одобряемый общественным мнением метод обращения. Необходимо стремиться к сокращению его применения, поставив в качестве предельной цели депониро- вание только не компостируемых и негорючих (или опасных при сжигании, выделяющих высокотоксичные вещества) составных частей ТБО.
Удаление из использованных предметов и материалов, содер- жащих вредные вещества, прежде всего тяжелые металлы и поли- хлорированные вещества, является первым приоритетом при орга- низации селективного сбора (табл. 3.1).
В сочетании с технологическими процессами выделения ино- родных для компостирования веществ и некомпостируемых при заводской переработке ТБО это даст возможность принципиально повысить качество компоста и улучшить его потребительские свой- ства.
Однако пока значительная часть официально зарегистрирован- ных свалок не отвечает требованиям природоохранных и санитар- ных нормативов: отсутствуют СЗЗ, не созданы системы отвода и очистки фильтрата свалок и выпадающих на их территорию атмос- ферных осадков. Многие свалки расположены в местах, не подхо- дящих для этой цели по геолого-гидрологическим условиям, на большинстве из них нет водоупорных экранов, не соблюдается
Таблица 3.1
Источники тяжелых металлов в потоке муниципальных отходов (по С.В.Зубареву, 2000)
Металл | Обшая категория | Примеры |
Свинец | Пигменты пластмасс | Мусорные мешки, термоформо- ванные коробочки из-под марга- рина, мешки сухих очистителей |
Кадмий | Пигменты пластмасс Чернила для глянцевой бумаги Пигменты, эмали Отделка тканей | Кухонная посуда (тарелки, круж- ки, кухонные приборы), держа- тели полотенец, вешалки, игрушки (автомобили, блоки), спортивные товары (лыжи, шлемы, сани), часы, фотоап- параты, пластиковые лампы, пластиковая непромокаемая одежда и т.д. Журналы, приложения к воск- ресным газетам, каталоги Кастрюли, чашки, кружки, цвет- ная стеклянная посуда, орнамент на фарфоре и керамике Молнии, пуговицы, пряжки, ремни |
Ртуть | Краски | Латексная краска для наружных работ |
Цинк, хром | Пигменты | Цветная бумага и бумажные обложки |
Цинк, кадмий, олово | Стабилизаторы пласт- масс на основе по- ливинилхлорида | Пластиковые тубы, листовой ма- териал, ограждения, покрытия пола с подстилающим слоем, во- достоки, упаковка, пластиковая пленка, пластиковые дешевые подкладки, коробки выключате- лей, обивка и отделка автомобилей, шланги, пластиковое офисное оборудование (ручки, степлеры, мусорные корзины) и т. д. |
Свинец, олово | Домашнее строительство | Электропровода, желоба, водо- стоки, кровля, металлические ре - шетки, припои |
Кадмий | Техника | Электронное оборудование, сти - ральные машины, телевизоры |
Свинец | Пайка | Санитар но-технические работы (запрещено к использованию для систем питьевой воды с июня 1988 г.), банки (включая 15 % пи- |
Продолжение табл. 3.1
Металл | Общая категория | Примеры |
|
| шевых банок), техника, автомо- били, электроника |
Свинец, олово | Техника | Автомобильные стартеры, освещение, зажигание |
Кадмий, никель | Батареи | Большинство потребительских товаров, включая портативные электроприборы и телефоны, фотоаппараты и т.п., калькуля- торы, игрушки, фонарики, системы запуска и резервных средств компьютеров |
Цинк, марганец | Гальванические сухие элементы | Гальванические элементы питания для бытовой техники |
Кадмий, никель, медь, хром, | Бытовые приборы | Покрытие шасси бытовых приборов, элементов крепления, декоративные детали бытовой техники |
Ртуть | Люминесцентные лампы | Элементы внутреннего и наружного освещения |
технология захоронения, отсутствует радиационный контроль по- ступающих отходов. Бытовые отходы, как правило, захоранивают- ся совместно с промышленными, учет которых при этом практи- чески не. ведется.
Вследствие этого как в бытовые, так и в промышленные отхо- ды попадают ядовитые, пожаро- и взрывоопасные вещества (ме- таллическая ртуть, соединения марганца, хрома, кадмия и других «тяжелых» металлов, хлорорганические соединения, остатки неф- тепродуктов и другие опасные вещества). Некоторые из токсикан- тов в результате биохимических процессов, происходящих в толще совместно захороненных промышленных и бытовых отходов, пе- реходят в растворимое состояние и переносятся водными потока- ми на десятки километров от места свалки.
Большинство полимеров, в отличие от других видов ТБО, раз- лагаются очень медленно. К тому же их отходы не могут перераба- тываться на существующих мусороперерабатывающих заводах, не загрязняя при этом природную среду. Объемы их накопления еже- годно растут, а в случае возникновения пожаров они выделяют вредные химические соединения и служат источником серьезной экологической опасности.
Как показал отечественный и зарубежный опыт, наиболее эф- фективный способ уменьшения количества бытовых полимерных
отходов состоит в их переработке во вторичное сырье с изготовле- нием готовой товарной продукции (так называемая «дуальная» система использования сырья). Из вторичного полимера можно изготовить широкую номенклатуру изделий. Переработка бытовых полимерных отходов представляет собой, главным образом, измельчение отходов, их промывку, сушку, сор- тировку, экструзию, грануляцию и формирование готовых изде- лий. Очень важным моментом является сбор однородных по соста- ву полимерных отходов.
Проблема утилизации отработанных резино-технических изде- лий, среди которых основную массу составляют изношенные шины, весьма актуальна как в природоохранном, так и в экономическом аспектах,так как эти отходы являются ценным вторичным сырь- ем, а при неконтролируемом сжигании могут существенно загряз- нять окружающую среду. В Российской Федерации начата перера- ботка шин с металлокордом (г. Пермь).
В современных условиях в силу снижения критических порогов технологической надежности и потенциальных мощностей разме- щения в целом по Российской Федерации резко возрастает веро- ятность аварийных, экологически катастрофичных по последстви- ям ( воздействий на водные экосистемы. Так, в 1997 г. на ОАО «Славнефть-ЯНПЗ» возникла реальная угроза переполнения кислогудронных прудов, фильтрации кислого гудрона в подземные воды и разрушения берега р. Волги, чрезвычайная ситуация складывалась на шламовых полигонах АО «Минудобрения» (Краснодарский край), где накоплено более 1,5 млн м3 отходов производства удоб- рений (фосфогипс и водный раствор фосфорной кислоты), на по- лигоне промышленных отходов «Зубчаниновка» и т.д. Фактичес- ким проявлением этой тенденции стала аварийная ситуация в 1998 г. в Ленинградской области на шламохранилище АОЗТ «Сясьский комбинат».
Как видно из рис. 3.1, общий уровень потенциальной угрозы экологической безопасности для технологически развитой экономики (США) не имеет существенной тенденции к снижению по абсолютной величине. Однако будучи отнесенным к возросшему валовому объему производства, этот показатель продемонстриру- ет, очевидно, позитивную позицию. В некоторых европейских странах это привело к снижению количества отходов и связанных с ними рисков. Напротив, падение валового национального продукта и снижение технического уровня производства вызывает непропорционально большой рост удельной опасности воздействия отходов на природную среду.
Для Российской Федерации положение усугубляется постоян- ной тенденцией роста хранения промышленных отходов на тер- риториях предприятий, что усиливает вероятность аварийных ситуаций. Так, например, в Республике Бурятия в 1997 г. на терри-
Анализ современного состояния проблемы отходов обосновы- вает следующие основные рекомендации для разработки ТЭО:
необходимо развивать абсолютно все методы снижения массы отходов как на стадии их образования (на предприятиях), так и на стадии потребления продукции, повсеместно внедрять прессова- ние отходов;
свалки отходов в их современном виде не приемлемы. В городах должны быть сооружены современные полигоны для захоронения отходов (гидроизоляция, газоотведение и т.п.);
работа любого мусоросжигательного завода опасна для окружа- ющей среды и здоровья населения. Их проекты требуют всесторон- ней проработки.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением