logo search
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района

СОСТАВ: Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовская (Саранск) и Чувашская (Чебоксары), Кировская и Нижегородская обл.

ЭГП Терр. - 263 тыс. км2. Р-н расположен в центр. части европ. терр. РФ, в бассейнах рек Волги и Вятки. Геогр-е положение р-на важнейших водных артериях и на пересечении ж/д, связывающих Ц с СЗ, П и У, создает благоприятные условия для развития х-ва. ЭГП зап. части р-на похоже на ЭГП Ц. А юж. часть р-на сходна по природным условиям с ЦЧ.

В Волго-Вятском экономическом районе отсутствуют высокоэффективные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:

относительного сокращения потребления топлива и энергии;

стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;

развития предприятий путем их технологического перевооружения и реконструкции;

повышения конкурентоспособности продукции.

Природные условия и ресурсы Климат - умеренно-континентальный. Весь р-н расположен в лесной зоне. Собственные ресурсы р-на не очень велики - торф, стр-е материалы, фосфориты (Кировская обл.). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств р-на. Р. Волга - не только важная транс-я артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое х-во.

Население Численность нас. ВВ - 8,3 млн. чел. (2000г.); средняя плотность нас. - 32 чел./км2. Размещено нас. неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 чел. в Кировской обл. до 74 чел./км2 в Чувашии). Нац. состав - неоднороден: проживают рус. (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население сред. Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до н.э. Вторая по времени формирования этническая группа нас-я - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот р-н в III - IV вв. н.э. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном рус., которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород. Население Чувашии (2000г.) – около 1,4 млн. чел. (среди них 26% рус.); нас. Марий Эл – около 0.8 млн. чел. (рус. - 47%); Мордовии - более 0.9 млн. чел. (рус. - около 60%). Гор. нас. превышает сел. (коэфф. урбанизации - 70%). Осн. часть нас. живет в крупных гор-х. Особенно выделяется по своему значению Н. Новгород с нас. свыше 1.3 млн. чел.

Хозяйство Р-н специализируется на маш-ении. Развиты также хим. и лесная пром. Ведущая роль принадлежит транс-у маш-ению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому маш-ению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию р-на определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Н. Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дорев-й России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических. По размерам пр-ва и разнообразию выпускаемой прод. р-н значительно уступает соседнему Ц. Х-во ориентируется на привозное сырье и топливо с У, П, ЗС.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, пр-ом двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для хим. и деревообраб. пром.. В этой отрасли занято 50% экономически активного нас. р-на. Автоз-д в Н.Новгороде связан с з-дами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлово, Нижегородская обл.), завод автосамосвалов (Саранск). Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", речные ледоколы производил ранее з-д "Красное Сормово" в Н.Новгороде. Маш-ные з-ды созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые пром-е тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). З-ды Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др. Обслуживают маш-ение местные металлургические передельные з-ды (Кулебаки, Выкса – оба Нижегородская обл.), но большая часть металла поступает с У.

Хим. пром.-- вторая важная отрасль специализации р-на (основной центр - г.Дзержинск, Нижегородская обл.), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово (Нижегородская обл.) находится крупный НПЗ (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска (Татарстан).

Лесная пром. базируется на собственных ресурсах. Пр-ятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге - в Балахне (Нижегородская обл.), Волжске (Марий Эл). ЦБК в Балахне - крупнейший в РФ по пр-ву газетной бумаги. Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов (Нижегородская обл.).

АПК. С/х - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности р-на. Ведущее место принадлежит жив-ву (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят КРС, овец, свиней. Земледелие специализируется на пр-ве картофеля, а на Ю р-на - выращивании зерновых и техн. культур.

ТЭК. Энергетика р-на использует торф и гидроресурсы. На р.Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из П и ЗС, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство эл.-энергии вырабатывается на ТЭС. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Н.Новгороде, Дзержинске (все – Нижегородская обл.).

Транспорт. Самая крупная транс-я артерия - Волга. Р-н не обладает густой транс-й сетью, но через его терр. проходят важные ж/д и авто- магистрали в вост. р-ны страны.