logo search
Экология_лекции_много гринписа

Аварии на транспорте и нефтегазовых промыслах и их воздействие на экологию планеты

Техногенные аварии и катастрофы с экологическими по­следствиями составляют 15-20% от общего числа чрезвычайных ситуаций. В основном это аварии на магистральных трубопро­водах и железнодорожном транспорте, химические аварии с вы­бросом вредных продуктов, взрывы метана на угольных шахтах. В 1991-1995 гг. На промысловых нефтепроводах регистрирова­лось в среднем за год 20 тыс. Аварий различных категорий, что приводило к загрязнению почв, естественных водоемов и поте­рям около 1 млн. т нефти. Значительный ущерб окружающей среде наносят открытые фонтаны с выбросом нефти и газа и многочисленные факелы попутного газа.

Остается высоким уровень аварийности на железнодорож­ном транспорте. С 1994 по 1998 г. Ежедневно происходило от 8 до 15 крушений и аварий, сходов пассажирских и грузовых по­ездов, в том числе поездов с опасными грузами.

К основным причинам роста аварийности в промышленно­сти и на транспорте относятся: изношенность и старение ос­новных фондов, предельная выработка ресурса оборудовании, снижение технологической и производственной дисциплины, отсталость и несоответствие современным требованиям приме­няемых технологий, отсутствие необходимой нормативной базы, несовершенство действующей системы предупреждения чс и управления безопасностью.

В целом промышленные аварии и катастрофы являются весьма существенным негативным фактором для состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Проис­ходящие в результате катастроф нарушения естественных эко­систем и гибель многих компонентов биоты могут носить не­обратимый характер. По аналитическому прогнозу мчс рос­сии возможен дальнейший рост негативного влияния техно­генных катастроф на природу и население страны. Это потре­бует увеличения ежегодных затрат на ликвидацию их послед­ствий с 1—2% внп до 4—5%, что превышает расходы на здравоохранение и охрану окружающей среды.