logo
Функции живого вещества в биосфере

Договорные формы природопользования

В условиях социалистической системы хозяйствования господство административного метода регулирования природопользования отнесло договор к числу вспомогательных средств регулирования, использования и охраны окружающей природной среды. Длительное время лицензия в этих условиях была единственным документом, являющимся актом распорядительного органа власти, который регулировал взаимоотношения сторон. Договор, если он применялся в редких случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон. Например, возьмём для иллюстрации договор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным отделом местного Совета на основе решения исполкома горсовета о выделении земельного участка для строительства дома. Суть договора состояла в конкретизации прав и обязанностей землепользователя и застройщика по использованию земельного участка, сроков начала и завершения строительных работ, проведения работ по благоустройству территории, окружающей дом. Подобную же функцию выполнял договор, заключаемый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линии связи и иных сооружений. Договор уточнял права и обязанности участников отношений по:

· Хранению и использованию плодородного слоя земли;

· Рекультивации (биологической и технической) земельного участка;

· Осуществлению порядка проведения расчётов и ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договорных условий.

По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования, договор принимает всё более распространённую и самостоятельную форму. При этом необходимо ответить, что в сфере экологии, где особенную роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор, если он не противоречит действующему законодательству.

Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора - аренда. Если в земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (владение, собственность), то в других сферах природопользования аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.

Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной, нынешняя государственная собственность стала многоуровневой, т.е. собственностью Федерации, республик, областей, краёв, автономных образований.

Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие возможные виды договоров. Так, Закон о недрах (ст.12) говорит о концессиях, т.е. появляется перспектива на договорных началах оказывать различного рода экологические услуги; в Законе об охране окружающей природной среды (ст. 19) предусмотрен вид договора в области природопользования - договор о комплексном природопользовании.

Но несмотря на то, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов - купли-продажи, мены, залога и т.д.), договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему в условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор - средством её конкретизации и выполнения.

Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодателя - для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.

Сторонами в договоре аренды природных ресурсов выступают: в качестве арендодателя - владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерации, республики, края, области, автономные образования, города и районы (муниципальная собственность).

Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместимые предприятия, международные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.

Так как договор аренды природных ресурсов не ограничивается исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то и договор может преследовать не только экономические, то и экологические, лечебно-оздоровительные, рекреационные цели. Например, наряду с заключением договора на заготовку древесины не исключены и такие договорные отношения, как договор высшего учебного заведения об аренде участка природного комплекса с целью использования его для производственной практики студентов или договор аренды какого-либо участка территории для проведения научно-исследовательских работ.

Содержанием арендных отношений по договору об аренде природных ресурсов являются права и обязанности сторон (прежде всего арендатора) по экономическому или экологическому использованию природных ресурсов.

Несмотря на многообразие природных ресурсов как объектов договора и различия в целях их использования, все права и обязанности арендатора можно свести к следующему:

· Целевое использования ресурса;

· Рациональное использование ресурса;

· Выполнение обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пересечению его отношения и разрушения;

· Соблюдение экологических требований;

· Уважение прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;

· Возмещение причинённых убытков;

· Своевременная плата за пользование ресурсом.

живое вещество экологическая экспертиза

Следует отметить, что практика арендных отношений в области природопользования имеет тенденцию к единодушию участников сторон относительно порядка заключения договора, который предусматривает обязательными следующие условия:

· Подача заявки заинтересованной организацией, гражданином с указанием цели аренды природных ресурсов;

· Изучение возможностей использования природных ресурсов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологическая экспертиза);

· Изучение возможностей заявителя реализовать данную цель на условиях договора;

· Проведение конкурса или аукциона;

· Оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключение договора.

В практике арендных отношений в области природопользования не сложились единые сроки заключения договора. Многое зависит от целей договора и свойств природного ресурса. Земельная аренда обычно имеет долгосрочный характер с переходом в собственность. Это связано с тем, что земля требует от её владельца капитальных затрат по сохранению и повышению плодородия почвы.

Лесная и водная аренды имеют меньшие сроки, на охотничьи угодья аренда заключается сроком от 2 до 5 лет.

При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частности, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении мероприятий по их охране и рациональному использованию, нарушении требований экологической защиты).

Наряду с объективными причинами расторжения договора (изъятие природного ресурса по постановления государственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор и др.) на практике применяются и субъективные условия, так как арендатор несёт имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Могут быть и другие основания. Например, в договоре аренды охотничьих угодий на арендатора возлагается обязанность возмещать вред хозяевам, если таков был нанесён дикими животными вследствие повышения их численности над оптимальным уровнем популяции, бывшим в период действия договора аренды. Однако и здесь стороны по договору исходят из принципа виновной ответственности за вред (если превышение численности животных произошло в период естественного циклического подъёма численности животных). Вместе с тем арендатор наделяется правом через суд или арбитражный суд требовать возмещения ущерба, причинённого природным ресурсам со стороны других юридических лиц или граждан. В частности, арендатор охотничьих угодий вправе предъявлять в суде или арбитражном суде иск о возмещении ущерба, причинённого дикими животными в результате или иного вредного воздействия.

К сожалению, в связи с тем, что практика арендных отношений в области природопользования только развивается, далеко не везде имеется нормативно-правовая основа. Например, в области животного мира, рекреации лесов и вод действуют пока ведомственные методические разработки. В суде же или арбитражном суде для защиты интересов сторон по договору могут быть использованы нормативные документы, утверждённые на уровне Правительства РФ. Только в этом случае типовые договоры аренды могут служить правовым документом в регулировании природоресурсных арендных отношений.

Стремление создать природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на её возможное улучшение породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.

К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур. Так, были попытки в Горно-Алтайской Республике внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где бы экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций. Но эта попытка не состоялась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.

В литературе длительное время обсуждаются идеи экологического маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды сделались объектом прибыли или наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала охрану и воспроизводство природных ресурсов.

Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.

Для рассмотрения экологических услуг в качестве предмета договорных связей следует уточнить, что входит в определение "экологические услуги". В одном из докладов Минприроды по поводу структуры рынка экологических услуг в Российской Федерации приводится перечень этих услуг. В него вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т.д.

Если понимать экологические услуги в качестве такого широкого спектра деятельности, осуществляемого в помощь государству предпринимательским сектором экономики, то сфера договорных отношений здесь довольно разнообразна. В тоже время она поддаётся унификации на основе единого типового договора на оказание экологической услуги. Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Министерства экологии и природных ресурсов, выступающие в роли оптового или индивидуального заказчика, обычные природопользователи - государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков. Причём подрядчиком может выступать и отдельное лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу: прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т.д.

Назрела необходимость подумать о целесообразности подготовки типового договора на экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора, предусмотренного Гражданским кодексом, следует отразить специфические черты, характерные для экологической деятельности в период формирования рынка.

Существование подобного договора предусмотрено ст.18 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды. Существование подобного договора предусмотрено ст.18 Закона РФ. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст.3 Закона), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.

Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом охраны окружающей среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.

Например, лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёртывании добычи полезных ископаемых, иначе хозяйственная деятельность такого рода неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому заключение и исполнение договора по комплексному природопользованию позволит устранить этот пробел. Такому заключению должно предшествовать решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и конечными последствиями такой эксплуатации. И только завершающим этапом может служить выдача лицензии.

На основе лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, области, края, республики изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые требуются по Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" (ст.18) для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника, либо владельца.

Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

Договор на комплексное природопользование является пока ещё новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, ещё не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.