Введение
Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую среду. Вызывает тревогу тот факт, что, несмотря на проводимую работу, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличиваются в год в среднем на 3,1%. (автор)
Необходимо отметить, что остро стоит проблема загрязнения не только атмосферного воздуха, но и воздуха салона автотранспортного средства (АТС).
Под воздействием автотранспорта на окружающую среду следует понимать влияние его на гидросферу, атмосферу, здоровье населения.
Согласно ФЗ № 7 "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ФЗ №7, 2002).
Среди отраслей экономики России транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45%, в выбросах парниковых газов - примерно 10%, в массе промышленных отходов - 2%, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3%, в потреблении озоноразрушающих веществ - не более 5% (Чуйкова, 1996).
Основная причина загрязнения воздуха от автотранспорта заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Объемы загрязнений зависят от вида применяемых топлив, режимов работы двигателя, его технического состояния и условий движения автомобиля (Матвеев и др., 2007).
По оценке специалистов, автомобили в России за год выбрасывают в окружающую среду почти 17 млн. т вредных веществ, что представляет серьезную угрозу для населения и природы (Русанов, 2006).
В среднем один автомобиль за год эксплуатации выделяет в атмосферу около 200 кг CO, 60 кг NOx, 40 кг CxHy, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг SO2, 0,5 кг Pb, а также до 2 г бенз (а) пирена. Все это сопровождается выделением большого количества теплоты (до 60 ГДж) и акустическим загрязнением (Сотникова и др., 2008).
На окружающую среду все увеличивающееся отрицательное влияние транспортный комплекс оказывает как на локальном и региональном, так и на глобальном уровне. На локальном уровне - токсичные выбросы и сбросы в атмосферу и гидросферу, в первую очередь, крупных городов, в которых сосредоточена большая часть автотранспорта, акустические и вибрационные воздействия легкового и грузового автотранспорта на прилегающие к автотрассам населенные пункты, загрязнение акваторий и подземных вод, загрязнение почв, особенно вдоль автомобильных дорог. На региональном уровне - выпадение кислотных дождей из-за выбросов оксидов азота и серы двигателями транспортных машин, вывод из сельскохозяйственного оборота земель вдоль автомобильных трасс, а также земель под объектами добычи полезных ископаемых, используемых при производстве и эксплуатации объектов автотранспортного комплекса. Влияние на глобальном уровне также связано с воздействием автотранспорта на озоновый слой, с парниковым эффектом. Кроме того, обеспечение производства и эксплуатации транспортных машин связано с ежегодным перемещением миллиардов тонн горных пород (Чижиков, 2006).
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта превышает таковой от всех других источников, особенно в крупных городах. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на здоровье городского населения (Энциклопедический словарь-справочник, 1999).
Наибольший вред наносят личные автомобили, так как загрязнение среды при поездке на автобусе в пересчете на одного пассажира примерно в 4 раза меньше (Миркин и др., 2005).
Вредное воздействие автотранспортного средства на человека следует оценивать не только по фоновому загрязнению воздуха, загрязнению воздушной среды над проезжей частью дорог, но и как оказалось в салонах автомобильно-транспортных средств, так как загрязнение воздушной среды над проезжей частью дорог значительно выше фонового, а в салонах АТС оно может быть в несколько раз больше, чем снаружи (Кутенев, Сайкин и др., 2010).
Цель дипломной работы - анализ качества атмосферного воздуха в салоне автотранспортных средств (АТС).
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать данные инструментальных замеров атмосферного воздуха в салонах АТС в период с 2008 г. по 2010 г. на содержание вредных веществ;
2. Сравнить уровень загрязнения воздуха в салонах легковых автомобилей и маршрутных такси;
3. Сравнить полученные концентрации вредных веществ с ПДКсс и ПДКмр;
4. Сравнить качества воздуха в салонах автомобилей отечественного зарубежного производства;
5. Предложить способы улучшения качества воздуха в салоне АТС.
- Введение
- Глава 1. История развития проблемы загрязнения окружающей среды автотранспортом
- 1.1 Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в мире
- 1.2 Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в России
- 1.3 Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в Республике Башкортостан
- Глава 2. Материалы и методы исследований
- 2.1 Материал исследований
- 4. Сравнить качества воздуха в салонах автомобилей отечественного зарубежного производства;