logo
Загрязнение окружающей среды

Отходы

Управление отходами на Украине, как вы понимаете, оставляет желать лучшего. В Украине количество бытовых отходов не очень отстает от среднеевропейского и составляет около 38--40 млн. кв.м ежегодно (или около 10 млн. тонн). Общая же масса твердых отходов в стране достигает 1 млрд. тонн ежегодно. По своему составу украинские твёрдых бытовых отходов отвечают категории переходных стран. Кстати, определить структуру отечественного бытового мусора нелегко -- в разных источниках фигурируют данные, часто очень различающиеся между собою:

То, что со значительной натяжкой можно назвать отечественной системой управления отходами, в основном состоит из таких элементов:

санитарное очищение и удаление отходов.

утилизация и рециклинг ценного вторичного сырья

термическая обработка бытовых отходов

размещение и захоронение бытовых отходов

Поговорим про санитарное очищение и удаление отходов подробнее.

Так, собирают и удаляют мусор 56 специализированных автопредприятий и 650 цехов в составе производственных управлений жилищно-коммунального хозяйства, задействовано свыше 7,5 тысячи мусороуборочных машин и около 35 тыс. работающих. В работе отрасли прослеживаются две противоположные тенденции.

С одной стороны, из-за неудовлетворительного финансирования со стороны коммунальных органов и неоплаты населением коммунальных услуг система санитарной очистки в значительной степени разрушается. Да, сегодня муниципальным обслуживанием охвачено лишь 52% населения страны. В большинстве небольших городов и в абсолютном большинстве сел эта система не действует. Мусор здесь вывозят нерегулярно, при этом часто не на санкционированные свалки, а на стихийные мусорники.

С другой стороны, в больших городах (Киев, Харьков, Львов, Одесса и ряде других) вывоз мусора становится прибыльным делом. При условии своевременных расчетов, фирма, вывозящая мусор, имеет 10--12% рентабельности, к чему проявляют интерес как отечественные, так и зарубежные предприниматели.

Как правило, все коммерческие фирмы используют устаревшие, но мощные и надежные мусоровозы иностранного производства, способные перевозить намного большие объемы мусора, нежели советские, русские и отечественные машины. Этим, а также эффективной организацией труда и дешевой рабочей силой достигается экономический успех.

Ещё одно направление управления отходами на Украине -- это утилизация и рециклинг ценного вторичного сырья. Объемы заготовок вторичного сырья в стране постоянно сокращаются. Подсчитано, что с отходами экономика страны ежегодно теряет 3,3 млн. тонн макулатуры, 550 тысяч тонн металлов, 660 тыс. тонн полимеров, 770 тыс. тонн стекла, 550 тыс. тонн текстиля. Большую часть этих материалов Украина импортирует, и это при том, что имеющиеся технологии делают возможной переработку практически всех составных компонентов бытовых отходов.

Заготовку вторичных материалов проводит производственно-экологическое объединение «Укрвторма» -- сеть из 45 заготовительных предприятий, 950 приемочных пунктов и 12 предприятий по переработке вторичного сырья. Об ее эффективности можно судить по таким данным: в 1990 году в Украине советский предшественник системы заготовил 731 тыс. тонн вторичного сырья, в том числе 416 тыс. тонн макулатуры. В 1998-м объемы использования вторсырья реформированным объединением составляли 27% уровня 1990-го, в том числе заготовка макулатуры сократилась на 75%, полимерного сырья -- на 80%.

Принимают вторсырье и частные предприятия и лица. Как правило, сфера их интереса -- макулатура, есть прецеденты покупки у населения полимерных отходов. Однако анализ их работы свидетельствует о незначительных масштабах деятельности. Предприятий по переработке вторичного сырья в Украине немного. Объектов западного образца с комплексной переработкой сразу нескольких видов отходов, с получением разнообразной продукции (например, на входе -- несортированные отходы, на выходе -- металлолом, полимерные гранулы, макулатура, измельченное стекло и компост) вообще нет. Однако, в соответствии с многочисленными сообщениями, отечественные предприниматели и производители оборудования достаточно успешно решают вопросы утилизации вторсырья на локальном уровне, причем их технологии в несколько раз дешевле, нежели зарубежные.

Ещё один вариант борьбы с отходами -- термическая обработка бытовых отходов. Или, попросту, мусоросжигающие заводы (МЗС). На наше счастье, в отличие от западных стран, этот способ не имеет у нас большого распространения. Всего до получения независимости в Украине было построено четыре МСЗ -- в Киеве, Севастополе, Харькове и Днепропетровске. Суммарная проектная мощность четырех украинских МСЗ составляет 1,2 млн. тонн отходов в год, или 12% их общего объема. Еще один завод был спроектирован в 1991 году в Донецке. Однако в связи с резким ухудшением экономической ситуации и экологической опасностью, сопутствующей деятельности такого объекта, его не построили.

Все четыре МСЗ физически и морально устарели. Предприятия уже давно не работают на полную мощность. Так, производительность киевского завода упала до 45% проектной мощности, деятельность крымского (Севастополь) завода практически остановлена, Харьковский МСЗ последние годы работает на 15% своей мощности, эксплуатация днепропетровского МСЗ ведется на 40% мощности. Постоянно ухудшается качество работы предприятий -- из-за удорожания газа, нужного для сожжения отходов, его пытаются экономить, в результате чего мусор не сжигается до состояния шлака. Фактически, конечной продукцией МСЗ становится обгорелый мусор вместо пепла и шлака.

Спецоборудование на построенных в советские времена украинских МСЗ не рассчитано на эффективную борьбу с загрязнениями, в том числе и диоксинами. В общих чертах, деятельность отечественных мусоросжигательных заводов официально признана опасной. Кроме того, дорогой природный газ и электроэнергия делают их деятельность убыточной. Их закрытие считается делом времени, и лишь отсутствие средств на альтернативные методы обращения с отходами является причиной того, что МСЗ все еще работают.

Далее -- размещение и захоронение бытовых отходов. Доминирующим методом обращения с бытовыми отходами в Украине было и остается размещение и захоронение твёрдых бытовых отходов на мусоросвалках и специальных полигонах, которых сегодня официально более 770. Подавляющее большинство свалок (от 80 до 90%) работают в режиме перегрузки, с давно нарушенными проектными показателями по объемам поступления отходов, без соблюдения мер предосторожности относительно загрязнения подземных вод и воздушного бассейна.

Полигоны эти размещены вблизи городов и принимают, соответственно, городские отходы. Относительно сел, то в подавляющем большинстве мусор там просто вывозят за окраины и сбрасывают в природные углубления (овраги, рвы и т.п.). Очень распространена практика вывоза мусора на лесные поляны, поля, другие объекты, не предусмотренные к использованию в качестве мусоросвалки. Только больших стихийных нагромождений мусора насчитывается около 1000, что составляет до 66% всех мусоросвалок в Украине.

Виды экологических налогов

Сбор за загрязнение окружающей природной среды - плата, взимаемая в Украине по:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения.

В случае использования топлива:

вид топлива ставка налога

бензин неэтилированный 68 грн/т;

бензин смесовый 56 грн/т ;

сжиженный нефтяной газ 92 грн/т ;

дизельное биотопливо 58 грн/т ; загрязнение водная воздух отходы

дизельное топливо с содержанием серы : более 0,2 мас. % 68 грн/т более 0,035 масс. %,но не более 0,2 мас. %52 грн/т более 0,005 масс. %, но не более 0,035 масс. % 47 грн/т не более 0,005 масс. % 30 грн/т мазут 68 грн/т Сжатый природный газ 46 грн/т бензин авиационный 47 грн/т керосин 58 грн/т сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и в системы канализации.

Ставки налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты:

Название загрязняющего вещества ставка налога,гривен за тонну :

Азот аммонийный 802 грн/т ;

Органические вещества ( по показателямБПК5 )321 грн/т

Взвешенные вещества 23 грн/т;

нефтепродукты 4718 грн/т

нитраты 69 грн/т;

нитриты 3939 грн/т;

сульфаты 23 грн/т;

фосфаты 641 грн/т;

хлориды 23 грн/т.

размещение отходов.

Ставки налога за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов : оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, 431 гривна за единицу ; Люминесцентных ламп? 7,5 гривны за единицу . Ставки налога за размещение отходов, которые устанавливаются в зависимости от класса опасности и уровня опасности отходов :

Класс опасности отходов Уровень опасности отходов Ставка налога,гривен за тонну

I чрезвычайно опасные 700 грн/т;

II высоко опасные 25,5 грн/т;

III умеренно опасные 6,4 грн/т;

IV малоопасные 2,5 грн/т;

нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности 0,25 грн/т.

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные).

Ставка налога за образование радиоактивных отходов производителями электрической энергии эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций), включая уже накопленные, составляет 0,0063 гривны в расчете на 1 кВт-ч выработанной электроэнергии. Корректирующий коэффициент, устанавливаемый для эксплуатирующих организаций ядерных установок (атомных электростанций) в зависимости от активности радиоактивных отходов:

Категория отходов коэффициент высокоактивные 50 грн/т;

Среднеактивные и низкоактивные 2 грн/т.

Выводы

Механизм управления природоохранной деятельностью довольно хорошо разработан в развитых странах. Он представляет разветвленную систему правовых, административных и экономических методов. Все эти методы можно разделить на три группы:

нефискальные методы;

методы, связанные с государственными доходами;

методы, связанные с государственными расходами.

Экономические методы управления охраной окружающей среды, включающие в себя плату за загрязнение (загрязнитель платит), плату потребителя (например, плату за пользование очистными сооружениями), плату за продукцию (загрязняющую окружающую среду), страховую плату (систему залогов), дифференциацию оборотного налога (льготное налогообложение на производителей чистой продукции), нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

допустимые (в пределах установленных лимитов);

за превышение выбросов (сбросов) и размещение твердых отходов.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваются таким образом потребителем, а платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Плата за загрязнение выступает в двух формах:

налоговой;

вненалоговой (плата во внебюджетные фонды).

В Украине основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике. К сожалению анализ показывает, что в последние годы плата за загрязнение

окружающей среды не выполняет функции по стимулированию природоохранных мероприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. Существуют и другие недостатки действующей системы платы за загрязнение природных объектов.

По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи - в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита.

Существуют методики определения платы за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками, за выбросы некоторых загрязняющих веществ в водные объекты, а также плата за размещение и хранение отходов.

Литература

Состояние загрязнения природной среды на территории Украины по данным наблюдений организаций государственной гидрометслужбы в 2010 году

Совместный приказ Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и Государственной налоговой администрации Украины N 162/379 от 19.07.99 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды»

Загрязнение, самоочищение и восстановление водных экосистем. М.: Изд-во МАКС Пресс. 2005.

Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды в Украине. Киев, Аспект+Пресса, 2002.

Смит Роберт Л. Наш дом планета Земля. Полемические очерки об экологии человека. Москва, Мысль, 2000.

Энергетическое производство с замкнутым водооборотным циклом. Киев, КИЛК, 2001.