logo
11-20-12_13-00-48 / Экономика окружающей среды - Э Макаров И

Тема 9. Экологическая справедливость и будущее окружающей среды

Внутренняя и инструментальная ценность экологической справедливости. Справедливость между поколениями. Справедливость между странами. Справедливость между индивидами. Кто должен платить за сохранение окружающей среды?

Будущее окружающей среды. Роль технического прогресса. Внедрение, коммерциализация, инновации. Зеленые технологии в мире. «Технологии двойного дивиденда». Философия «зеленого» будущего.

Обязательная литература:

  1. Gosseries A. (2008) Theories of intergenerational justice: a synopsis // Surveys and Perspectives Integrating Environment and Society, No.1, p. 39-49.

  2. Пискулова Н.А. Развитие мировой экономики: экологический вектор // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. с. 28-37.

Дополнительная литература:

  1. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010.

  2. Браун Л. Как избежать климатических катастроф? План Б 4.0. Спасение цивилизации. М.: ЭКСМО, 2010.

  3. Пискулова Н.А. Глобализация и экология. М.: МГИМО-Университет, 2010.

  4. World Economic Forum (2009). Green Investing. Towards a Clean Energy Infrastructure.

Эссе

Эссе – письменная работа, позволяющая студентам продемонстрировать навыки самостоятельного исследования. Эссе требует работы с научной литературой, в том числе (обязательно!) на иностранном языке, однако не должно являться их реферированием. При написании эссе студенты должны использовать аппарат экономического и политического анализа, изучаемый в рамках курса. Итогом исследования должен стать максимально конкретный (в форме утверждения или отрицания, числа, конкретного набора факторов) ответ на вопрос, поставленный в теме. Он должен быть подкреплен количественным (особенно приветствуется) либо качественным анализом. Эссе должно быть оформлено в соответствии с требованиями.

Критерии оценки эссе

Максимальная оценка за эссе – 10 баллов. Объектами оценки эссе выступают: структура, содержание, работа с источниками и оформление.

Структура

Наличие плана, введения, заключения; основная часть структурирована логично; соотношение частей оптимально – 2 балла.

1 балл снимается за:

Содержание

Дан четкий ответ на поставленный вопрос, он аргументирован методами количественного (при грамотном использовании методов количественного анализа студент получает + 1 балл) либо качественного анализа – 3 балла.

1 балл снимается за:

Работа с источниками

Список литературы содержит современные источники разных типов (монографии, журнальные статьи, статистические данные и т.д.), в том числе на иностранном языке, все цитаты и факты сопровождаются указанием источника – 3 балла.

1 балл снимается за:

Оформление

Оформление работы грамотно, в строгом соответствии с требованиями, работа написана в соответствии с правилами и нормами русского языка – 2 балла.

1 балл снимается за:

Автоматически 0 баллов ставится за работу при выявлении плагиата (какая-либо часть текста заимствована из какого-либо источника без ссылок на него). 0 баллов ставится также за работу без ссылок на источники литературы.

Примерные темы эссе:

  1. В чем заключаются противоречия концепции сильной устойчивости?

  2. Отражает ли экологическая кривая Кузнеца ситуацию в современном мире?

  3. Опровергает ли пример Науру концепцию слабой устойчивости?

  4. Развивается ли мир в соответствии с концепцией слабой устойчивости?

  5. Как объективно оценить «экологический след» человеческой деятельности?

  6. Оценка объекта окружающей среды методом транспортных затрат (на примере какого-либо объекта окружающей среды).

  7. Оценка объекта окружающей среды методом гедонистических цен (на примере какого-либо объекта окружающей среды).

  8. Оценка эффективности условно-опросного метода оценки объекта окружающей среды (на одном или нескольких примерах).

  9. Достоинства и недостатки использования показателя чистых скорректированных накоплений (на примере конкретной страны).

  10. Возможна ли спецификация прав собственности в отношении объектов окружающей среды?

  11. Применим ли анализ Э. Остром к глобальным изменениям климата?

  12. В каких случаях локальные институты эффективны для решения трагедии ресурсов общего пользования?

  13. Возможно ли эффективное международное соглашение по проблеме регулирования доступа к пресной воде?

  14. Пресная вода: частное или общественное благо?

  15. Является ли неопределенность прав собственности фактором неблагоприятной экологической обстановки в России?

  16. Могут ли административные инструменты экологической политики быть эффективными?

  17. Перспективы внедрения национальной системы квот на выбросы в России.

  18. Зарубежный опыт применения региональных систем “cap-and-trade”: уроки для российских регионов.

  19. Какая ставка дисконта оптимальна при оценке экономических последствий глобальных изменений климата?

  20. Эффективно ли внесение механизма чистого развития в Пост-киотское соглашение?

  21. Возможен ли на современном этапе глобальный углеродный рынок?

  22. Каковы механизмы разрешения Вестфальской дилеммы в международном климатическом регулировании?

  23. Потенциал сокращения выбросов парниковых газов в странах мира (сравнительный анализ на примере любых 3-4 стран из G20).

  24. Перспективы «углеродного протекционизма» в мире.

  25. Следует ли России экспортировать пресную воду?

  26. Существует ли в настоящее время мировой рынок виртуальной воды?

  27. Насколько эффективна система индивидуальных квот на вылов в рыбном хозяйстве? (на примере конкретного региона)

  28. Целесообразно ли развитие возобновляемых источников энергии в России?

  29. Климатический саммит в Копенгагене: провал или смена парадигмы?

  30. Климатический саммит в Канкуне: шаг вперед или топтание на месте?

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Экологическая экономика и экономика окружающей среды: сходства и различия.

  2. Окружающая среда, природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

  3. Сильная и слабая устойчивость.

  4. Индикаторы устойчивости.

  5. Биоцентрический и антропоцентрический подходы к оценке окружающей среды: достоинства и недостатки.

  6. Методы оценки окружающей среды.

  7. Понятие экстерналий. Налог Пигу.

  8. Теорема Коуза в контексте экономики окружающей среды.

  9. Трагедия ресурсов общего пользования.

  10. Вклад Э. Остром в решение трагедии ресурсов общего пользования.

  11. Административные и рыночные инструменты экологической политики.

  12. Налог на выбросы и субсидии на сокращение выбросов.

  13. Технологические стандарты.

  14. Принципы системы “cap-and-trade”.

  15. Экономические последствия изменений климата.

  16. Ставка дисконтирования при оценке экономических последствий изменений климата.

  17. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Киотский протокол.

  18. Механизмы гибкости Киотского протокола.

  19. Монреальский протокол.

  20. Современный этап подготовки пост-Киотского климатического соглашения.

  21. Национальные системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.

  22. Дилемма заключенного в международном климатическом регулировании.

  23. Роль России в международном противодействии изменениям климата.

  24. Экологические проблемы и с позиции основных теорий международных отношений.

  25. Проблема дефицита пресной воды в мире.

  26. Торговля физической и виртуальной водой.

  27. Рыбные ресурсы и их истощение.

  28. Система индивидуальных квот на вылов рыбы.

  29. Проблема истощения лесных ресурсов. Управление лесными ресурсами.

  30. Место России в решении глобальных экологических проблем.

  31. Экологическая справедливость между поколениями.

  32. Экологическая справедливость между странами.

  33. Экологическая справедливость между индивидами.

  34. Технологический прогресс и решение глобальных экологических проблем.

  35. Возобновляемые источники энергии.

  36. Технологии двойного дивиденда.

Автор программы ________________ И.А. Макаров

17