Правовое регулирование охраны окружающей среды
Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно–правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Экологическое законодательство определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.
Белорусское природоохранное законодательство – одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси следует считать принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В статуте имеется раздел десятый "О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах", восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.
Формирование современной системы правового регулирования природопользования связано с установлением советской власти. Основные виды природных ресурсов становятся общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности. Среди них декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др.
Проведение в Беларуси индустриализации, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства вызвали все возрастающие нагрузки на окружающую среду. Вопросы же рационального использования природных ресурсов рассматривались под углом зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономический потенциал.
Такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха остро проявились на всей территории СССР и в Беларуси на рубеже 60–70-х гг. и потребовали срочного решения проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды, в Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961 г. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.
Однако экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятельность в республике регулировалась Законом об охране окружающей среды, водным и лесным кодексами, кодексами о земле, недрах, республиканскими законами об охране и использовании животного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воздуха, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не публиковался и не распространялся. Многие ответственные работники и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды. Большинство принятых в 70-80-е гг. законодательных актов устарели и не соответствуют изменившейся экономической и экологической ситуации.
В 90-е годы в Беларуси сделаны важные шаги по заполнению "законодательного вакуума" в сфере экологии. Только за последние 6 лет Парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.; Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (1995); законы Республики Беларусь: «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991)«Об охране окружающей среды» (1992); «О государственной экологической экспертизе» (1993); «Об отходах производства и потребления» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 ), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «Кодекс Республики Беларусь о недрах» (1997 ), «Водный кодекс Республики Беларусь» (1998), «Кодекс Республики Беларусь о земле» (1999), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000г.), «Лесной кодекс Республики Беларусь» (2000) и др.
Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы в республике явился Закон "Об охране окружающей среды в Республике Беларусь" (1992). Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных советов в выработке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического бедствия; предусмотрено создание целевых фондов для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды, что дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода. Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели, поэтому 17 июля 2002 г. был принят Закон Республики Беларусь « О внесений изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», который конкретизировал многие положения своего «предшественника» и отразил те изменения в социально-экономическом развитии государства, которые произошли за истекшие десять лет.
Следует отметить, что 90-е годы ознаменовалось принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов в прежней истории. Это связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования, что позволяет создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности природопользования: законы «О платежах за землю» (1991 г.), ««О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991 г.), «Об отходах производства и потребления» (1993).
Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон «О праве собственности на землю» (1993 г.). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1997 г.) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Белоруссии может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.
В рамках Союза Белоруссии и России ведется работа по гармонизации законодательств по охране окружающей среды и социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Несомненно законотворчество последних лет является шагом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кроме того рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.
Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Административными правона-рушениями считаются также неиспользование земель; не-соблюдение требований природоохранного режима их исполь-зования; нарушение правил землепользования в районах, под-вергшихся радиоактивному загрязнению; порча земель; нару-шение требований по охране недр; несоблюдение правил водо-пользования, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор растений, занесенных в Красную книгу и др.
Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения.
Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны.
К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальный потери. Конкретные составы экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе , в частности умышленное уничтожение или значительное повреждение лесных массивов путем поджога или неосторожного обращения с огнем, незаконная порубка леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие виды наказаний, предусмотренные законодательством.
- Часть 1
- Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования 8
- Тема 2. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов 93
- Тема 3. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений 155
- Часть 1 200
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса "Экология и экономика природопользования"
- Природопользование как объект изучения курса
- Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества
- Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»
- Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса
- Лекция 2. Основы общей экологии
- История возникновения и развития экологии
- Основные понятия экологии
- Учение в.И.Вернадского о биосфере
- Законы и принципы экологии
- Лекция 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- Диалектика взаимоотношений человека и природы
- Утрата видового разнообразия планеты за последние 400 лет4
- Изменения глобальной хозяйственной подсистемы и экосистемы планеты*
- Закономерности и принципы природопользования
- Усиление антропогенных воздействий на природную среду и их последствия
- Лекция 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая оценка природных ресурсов
- Экономическая сущность понятий «природные условия и ресурсы»
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Экономическая оценка природных ресурсов
- Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов Лекция 5. Экология и охрана воздушного бассейна и водных ресурсов. Эколого-экономические проблемы землепользования
- Атмосфера и ее состав
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна
- Основные направления охраны атмосферы
- Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка
- Загрязнение водоемов и основные направления охраны водных ресурсов
- Использование водных ресурсов в Республике Беларусь
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Земельный фонд Республики Беларусь
- Лекция 6. Проблемы рационального использования и охраны лесных и минеральных ресурсов
- Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
- Охраняемые природных территории и объекты и их роль в сохранении биоразнообразия Беларуси
- Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
- Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
- Основные пути рационального использования и охраны недр
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений Лекция 7. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений
- Экономическая сущность понятия «хозяйственный механизм», его структура
- Система прогнозирования и планирования рационального природопользования как основа государственного регулирования
- Лекция 8. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Понятие «государственное управление природопользованием»
- Организационные структуры управления
- Правовое регулирование охраны окружающей среды
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Экология и экономика природопользования
- Курс лекций
- В двух частях
- Часть 1
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.