Имитационная модель
Модель задается в алгоритмической форме, рассчитана на применение численных методов, реализуется в виде программы для ЭВМ, предназначена для проведения целенаправленных вычислительных экспериментов, рис. 4.
Имитационная модель описывают динамику системы при следующих условиях:
логическая причинно-следственная структура и временной порядок совершающихся в модели изменений подобны структуре и временной последовательности изменений, происходящих в системе;
в состав переменных модели входят все те переменные, изменения которых пользователь обязательно регистрировал бы, имей он возможность для соответствующих натурных наблюдений и исследований;
данные о динамических процессах, наблюдаемых при имитационных экспериментах и во время натурных исследований, должны быть в высокой степени согласованы.
Рис. 4. Схема построения и использования имитационных моделей:
1 - калибровка, верификация, валидация модели; 2 - разработка целей моделирования, определение контекста и контента модели.
При разработке имитационной модели в качестве элементов её структуры могут использоваться компоненты, представляющие собой аксиоматические, эмпирико-статистические, оптимизационные, эвристические, феноменологические модели. Все они описывают локальные внутрисистемные механизмы, имеют объективный характер и получаются в рамках конкретных дисциплин.
В структуре создаваемой имитационной модели отображаются представления её разработчиков о:
проблеме в целом и способах её исследования;
назначении модели и её ценности;
действующих в системе функционально-целевых и причинных отношениях;
взаимодействии системы с внешней средой.
Структура имитационной модели гомоморфна структуре изучаемой системы. При составлении имитационных моделей это условие является одним из основных методологических требований.
Численные и тем более аналитические методы решений к имитационным моделям неприменимы. Они заменяются "вычислительными прогонами". В каждом прогоне изменение состояний модели обусловлено изменениями значений параметра имитации.
При прогонах во времени (траекторная генерация поведения) время изменяется необратимо и однонаправленно от начального к конечному значению на заданном интервале. Основными механизмами продвижения времени являются методы "конечного шага" и "шага до ближайшего состояния".