Ахмет Байтурсынов
Ахмет Байтурсынов - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.
Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.
Родился 5 сентября 1872 года.
Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.
Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.
В 1895—1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.
Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.
В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.
В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».
Отрывок из газеты «Казах»:
«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».
Бюст Ахмета Байтурсынова в Алма-Ате у его дома-музея на одноименной улице
Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.
В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.
В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа».
В Большой советской энциклопедии упоминается, как религиозно-националистический идеолог. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.
В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.
Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась политическая чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.
Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).
В Алматы на углу улиц Байтурсынова и Джамбула в доме, где он жил в 30-тые годы, открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и в сквере около него установлен памятник-бюст просветителю.
Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004). Его именем названы улицы во многих городах Казахстана. Именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.
Работа над усвоением материала (задания, вопросы)
Задания 1:
1. Скажите, чем определяется структура научного произведения. Аргументируйте свое понимание.
2. Каковы структурные элементы научного произведения и чем они определяются. Аргументируйте свое понимание.
3. Скажите, что такое композиция произведения, из чего состоит композиция научного произведения и отчего зависит выбор научного произведения. Аргументируйте свое понимание.
Задание 2. Измените данные предложения по образцу:
Образец: Употребление слова в прямом значении – особенность, характерная для научного стиля речи.
Употребление слова в прямом значении характерно для научного стиля речи.
1. Распространение пассивных конструкций – особенность, типичная для синтаксической системы научного стиля речи.
2. Употребление неопределенно-личных и безличных предложений – особенность научного стиля речи.
3. Преобладание форм родительного падежа в субстантивных словосочетаниях – черта научного стиля речи.
4. Принято считать, что научная речь, в отличие от художественной, характеризуется безличностью.
Задание 7 . Определите композиционно-смысловую структуру одного из текстов. Составьте план развернутого содержания к нему, затем план свернутого, сжатого содержания текста.
Задание для СРО
Подготовить письменное сообщение об одном из ученых Казахстана в соответствии с планом развернутого содержания с использованием цитат.
Составитель: к.ф.н. Мукажанова Л.Г.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- 6. Список основной и дополнительной литературы
- 7. Контроль и оценка результатов обучения
- 8. Политика учебной дисциплины
- Глоссарий Абзац – отрезок текста от одной красной строки до другой, заключающий в себе обычно несколько предложений, реже только одно предложение; часть текста между отступами в начале строки.
- Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией.
- Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
- Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
- Ударение – произнесение одного из слогов с большей силой.
- 1 Семестр Неделя 1.
- Частные функции языка
- Неделя 2
- Раздел I. Общие положения (ст. 1-9)
- Казахский язык и триединство языков
- Неделя 3
- Неделя 4
- «Алтыбакан»
- Казахская национальная игра «Кокпар»
- Неделя 5
- Декоративно-прикладное искусство Казахстана
- Казахские народные музыкальные инструменты
- Неделя 6
- Режим труда и отдыха
- Физическое самовоспитание.
- Неделя 7
- Праздники в Казахстане
- Неделя 8
- Официально-деловой стиль
- Неделя 9
- Права человека
- Глава 8. Государственное регулирование в области
- Казахстан впервые избран членом Совета оон по правам человека
- Неделя 10
- С думой о будущем
- Неделя 11
- Природа Казахстана
- Бурабай
- Легенды Борового
- Коргалжы́нский госуда́рственный приро́дный запове́дник
- Неделя 12
- Жанры научного стиля
- Неделя 13
- - Обладать свойством (способностью) что делать (делиться, выражать);
- Места (дома) отдыха Казахстана Дом отдыха «Марал-Сай»
- Здравницы (санатории, курорты) Казахстана
- Санаторий «Сосновый бор»
- Курорт Боровое
- Неделя 14
- 2. План анализа научного текста:
- 3.Сделайте анализ текста, используя следующие языковые конструкции
- О проблеме чистой воды
- Экологические проблемы Казахстана
- Неделя 15
- 2 Семестр Неделя1
- Неделя 2
- Загрязнение и истощение водных ресурсов
- 4. На материале текста составьте предложения, сообщающие об определении предмета, его классификации, принадлежности к классу и др. Осадки
- Неделя 3
- Неделя 4
- Воспитывающая наука
- Неделя: 5
- Каспийское море
- Неделя 6
- Неделя 7
- 1 Вопрос. Определение конспекта как вторичного текста
- 2 Вопрос. Конспектирование как творческий процесс.
- 3 Вопрос. Способы конспектирования
- Неделя 8
- 2 Вопрос. План развернутого содержания.
- 3 Вопрос. План свернутого, сжатого содержания.
- 4 Вопрос. Цитирование в научной сфере.
- 5 Вопрос. Основные правила оформления цитат.
- Правила научного цитирования: чем больше цитат, тем лучше
- 6 Вопрос. Пунктуация при цитировании
- Цитирование в научной работе
- Пример:
- Ибрай Алтынсарин
- Путешествие ч. Валиханова на иссык-куль и в кульджу
- Ахмет Байтурсынов
- Неделя 9
- Государственная власть как разновидность социальной власти
- Неделя 10
- Красная книга
- Реферат
- Государственная власть
- Понятие и сущность государства
- Функции государства
- Форма государства
- Неделя 11
- «Синтаксические конструкции для составления рецензии»
- Неделя 12
- Типовой план рецензии, отзыва
- 4. Сформулируйте эти правила в виде заповедей.
- 5. Сравните ваши записи с ответом т.И.Абрамовой - собеседницы т.Г.Винокур.
- Неделя 13
- Неделя 14
- Жертва языкового барьера
- 4. Задания к тексту:
- Неделя 15
- Принципы делового общения.
- Национальный речевой этикет
- Речевой этикет современности
- Список литературы
- Методические рекомендации
- Как составлять план текста
- Материалы для текущего и рубежного контроля
- 1Семестр
- 2 Семестр
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины Учебники, учебные пособия