1.2 Особенности определения экономической эффективности инвестиционных проектов (природоохранных мероприятий) для оценки природоохранной деятельности предприятия (отрасли)
Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджетах регионов, средствах министерств и ведомств, собственных средств предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Такая система была неэффективной — средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.
Если в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов) то в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.
Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств:
1) бюджеты всех уровней;
2) средства предприятий, учреждений и организаций;
3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;
4) фонды экологического страхования;
5) кредиты банков;
6) средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).
Отметим некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.
В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (например, платежи за пользование недрами, земельный налог). Законодательством Республики Беларусь установлено, что кроме закрепленных и регулируемых доходов из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности — на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются законодательством.
Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий [14, c. 134].
Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.
Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инвестиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.
В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений — средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально-экономических, экологических условий. Структура источников финансирования капиталовложений в природоохранные мероприятия характеризуется в среднем по территории РБ следующими данными: средства бюджетов всех уровней — 43%, средства предприятий и организаций — 57%. Анализ динамики финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам финансирования позволяет выявить некоторые закономерности: доля централизованных капиталовложений из бюджетов всех уровней имеет тенденцию к снижению, а доля средств предприятий и организаций — к увеличению.
Исходя из анализа существующей тенденции структурного соотношения источников финансирования природоохранной деятельности в отдельных регионах политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.
Однако следует иметь в виду, что развитые страны в основном несут затраты на поддержание достигнутого высокого уровня качества окружающей среды, в то время как в РБ качество окружающей среды нельзя признать высоким.
В связи с тем что крупные инвестиции в защиту природной среды снижают темпы экономического развития, так как они практически не дают производственной отдачи и в явном виде не ведут к повышению материального уровня жизни населения, остается актуальным вопрос об оптимальной величине природоохранных инвестиций, поскольку на объем затрат влияет целый ряд факторов.
При решении проблемы финансирования природоохранной деятельности территорий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потребностей в финансовых ресурсах отдельных регионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциала. Практика свидетельствует о необходимости создания (или выделения) целевых фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов в составе экологических фондов (в том числе экологических фондов предприятий).
Решение проблемы — в поиске и реализации механизма, стимулирующего заинтересованность предприятий в результатах природоохранной деятельности, выработке природоохранной стратегии.
Возможность использования кредитов отечественных банков (внутренних кредитов) на финансирование природоохранных мероприятий ограничена в связи с чрезмерно высокой ставкой процента по кредитам. Использование льготных кредитов в этой сфере не находит поддержки государства.
Весьма важным направлением укрепления финансовой базы природоохранной деятельности в РБ является привлечение из иностранных источников кредитов на льготных условиях, донорских и спонсорских средств. В связи с этим значительный интерес представляет реализация белорусской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.
Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в РБ необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий:
- систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней;
- развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий;
- систему государственных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов;
- привлечение средств за счет фондов экологического страхования;
- привлечение средств Мирового и Европейского банков, фондов, организаций и фирм к финансированию природоохранных мероприятий;
- использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;
- систему льготных экологических инвестиционных кредитов.
Таким образом, переход к рынку обусловливает перестройку управления инвестиционной деятельностью в природоохранной сфере. На государственный уровень будут выноситься только согласованные с регионами решения по межрегиональному размещению государственных инвестиций. Для достижения эффективности природоохранных мероприятий в Республике Беларусь их финансовая поддержка должна быть достаточно велика (достигать некоторого критического объема). В противном случае вероятность нерезультативных затрат становится большой, а экономические цели развития производства приходят в противоречие с социальными целями. Таким образом, средства на охрану природы не могут выделяться по остаточному принципу, в то же время они ограничены размерами национального дохода.
- Введение
- 1 Значение природоохранных мероприятий и их разновидности
- 1.2 Особенности определения экономической эффективности инвестиционных проектов (природоохранных мероприятий) для оценки природоохранной деятельности предприятия (отрасли)
- 2 Исследование эффективности природоохранных мероприятий оао «мзал им. П.М. Машерова»
- 2.1 Организационно-экономическая характеристика оао «мзал им. П.М. Машерова»
- 2.2 Организация природоохранной деятельности на оао «мзал им. П.М. Машерова»
- 3 Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию природоохранной деятельности оао «мзал им. П.М. Машерова»
- 3.1 Направления (мероприятия) совершенствования природоохранной деятельности оао «мзал им. П.М. Машерова»
- 3.2 Обоснование экономической эффективности природоохранных мероприятий на оао «мзал им. П.М. Машерова»
- Заключение
- Список используемых источников