logo
104

1.2 Особенности определения экономической эффективности инвестиционных проектов (природоохранных мероприятий) для оценки природоохранной деятельности предприятия (отрасли)

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджетах регионов, средствах министерств и ведомств, собственных средств предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Такая система была неэффективной — средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Если в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов) то в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств:

1) бюджеты всех уровней;

2) средства предприятий, учреждений и организаций;

3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

4) фонды экологического страхования;

5) кредиты банков;

6) средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).

Отметим некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.

В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (например, платежи за пользование недрами, земельный налог). Законодательством Республики Беларусь установлено, что кроме закрепленных и регулируемых доходов из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности — на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются законодательством.

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий [14, c. 134].

Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.

Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инвестиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

В общем объеме средств финансирования природоохранных меро­приятий особое внимание уделяется доле капиталовложений — средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объе­мы капиталовложений природоохранного значения дифференциру­ются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются зна­чительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально-эконо­мических, экологических условий. Структура источников финансиро­вания капиталовложений в природоохранные мероприятия характе­ризуется в среднем по территории РБ следующими данными: средства бюджетов всех уровней — 43%, средства предприятий и орга­низаций — 57%. Анализ динамики финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам финансирования позволяет выявить некоторые закономерности: доля централизованных капита­ловложений из бюджетов всех уровней имеет тенденцию к снижению, а доля средств предприятий и организаций — к увеличению.

Исходя из анализа существующей тенденции структурного соотно­шения источников финансирования природоохранной деятельности в отдельных регионах политику инвестирования природоохранной дея­тельности следует строить на основе собственных средств предприя­тий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

Однако следует иметь в виду, что развитые страны в основном несут затраты на поддержание достигнутого высокого уров­ня качества окружающей среды, в то время как в РБ качество окру­жающей среды нельзя признать высоким.

В связи с тем что крупные инвестиции в защиту природной среды снижают темпы экономического развития, так как они практически не дают производственной отдачи и в явном виде не ведут к повышению материального уровня жизни населения, остается актуальным вопрос об оптимальной величине природоохранных инвестиций, поскольку на объем затрат влияет целый ряд факторов.

При решении проблемы финансирования природоохранной дея­тельности территорий необходимо сформировать нормативную базу для обоснования потребностей в финансовых ресурсах отдельных ре­гионов для восстановления и охраны природно-ресурсного потенциа­ла. Практика свидетельствует о необходимости создания (или выделе­ния) целевых фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов в составе экологических фондов (в том числе экологических фондов предприятий).

Решение проблемы — в поиске и реализации механизма, стимулиру­ющего заинтересованность предприятий в результатах природоохранной деятельности, выработке природоохранной стратегии.

Возможность использования кредитов отечественных банков (внутренних кредитов) на финансирование природоохранных меро­приятий ограничена в связи с чрезмерно высокой ставкой процента по кредитам. Использование льготных кредитов в этой сфере не находит поддержки государства.

Весьма важным направлением укрепления финансовой базы при­родоохранной деятельности в РБ является привлечение из ино­странных источников кредитов на льготных условиях, донорских и спонсорских средств. В связи с этим значительный интерес представ­ляет реализация белорусской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.

Для формирования устойчивой системы финансирования приро­доохранной сферы в РБ необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включаю­щий:

- систему финансирования экологических программ и мероприя­тий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов раз­личных уровней;

- развитую систему экологических фондов, инновационных эко­логических фондов, экологических фондов предприятий;

- систему государственных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических про­грамм и проектов;

- привлечение средств за счет фондов экологического страхования;

- привлечение средств Мирового и Европейского банков, фон­дов, организаций и фирм к финансированию природоохранных ме­роприятий;

- использование собственных средств предприятий на природоох­ранные нужды;

- систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Таким образом, переход к рынку обусловливает перестройку управления инвести­ционной деятельностью в природоохранной сфере. На государственный уровень будут выноситься только согласованные с регионами решения по межрегиональному размещению государственных инвестиций. Для достижения эффективности природоохранных мероприятий в Республике Беларусь их финансовая поддержка должна быть достаточно велика (до­стигать некоторого критического объема). В противном случае вероят­ность нерезультативных затрат становится большой, а экономические цели развития производства приходят в противоречие с социальными целями. Таким образом, средства на охрану природы не могут выде­ляться по остаточному принципу, в то же время они ограничены раз­мерами национального дохода.