Обеспечение безопасности движения
Одной их основных проблем при перевозке туристов автотранспортом является их безопасность. Дело в том, что автотранспорт характеризуется наибольшим числом жертв в результате дорожно-транспортных происшествий, что связано, главным образом, с массовостью подвижных единиц, участвующих в автоперевозках и с большим числом участников перевозочного процесса. При туристских автомобильных перевозках к подвижному составу предъявляются повышенные требования, а именно выпуск автобуса на линию производится при условиях специальной его подготовки к транспортному путешествию. Жесткие требования предъявляются к тормозной системе — автобус должен быть оборудован тремя независимыми тормозами: служебным, аварийным, стояночным, а также автоблокировочным устройством. Особые требования следует выполнять зимой, при неблагоприятных погодных условиях, при перевозках детей, путешествиях по горным дорогам, в тоннелях, в условиях холода и жарких климатических зон, при железнодорожных переездах. Должна быть предусмотрена система аварийного освещения и отопления. Автобус должен иметь радиотелефонную или другую надежную связь. На дальних маршрутах автобус должен быть оборудован тахографом, контролирующим работу водителя. Для лучшего обзора и сведения к минимуму «мертвых зон» автобусы самых современных моделей оборудуются дополнительными зеркалами и видеокамерами заднего обзора, а также ультрафиолетовыми датчиками для определения расстояния до препятствия сзади (это существенно облегчает маневрирование и парковку). В недалеком будущем туристские автобусы предполагается оснастить устройствами, оповещающими водителей о совершении обгона другим транспортным средством, а также устройством, предотвращающим засыпание водителя за рулем. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов.
В странах Западной Европы ограничен срок использования автобусов для туристских перевозок — от 8 до 10 лет.
В последних моделях автобусов для улучшения активной и пассивной безопасности переднюю часть машин удлинили, интегрировали в неё энергопоглощающюю структуру. Оба этих элемента являются частью защиты от лобового столкновения.
Электронные системы, устанавливаемые на автобусах премиумкласса, обеспечивают автоматическое слежение за линиями дорожной размётки, движение автобуса со скоростью до 100 км/ч, автоматически его притормаживая, поддерживает дистанцию до впереди идущих автомобилей 50 м при 100 км/ч.
Экологическая безопасность транспортных средств
Следует отметить, что сейчас в понятие «безопасность движения» включается и понятие «экологическая безопасность». Самое большое количество выбросов в атмосферный воздух приходится на автомобильный транспорт — 58%. В связи с этим во всех странах мира проводится комплекс правоохранительных мер, которые направлены на повышение экологических характеристик подвижного состава и инфраструктуры транспорта. Прежде всего постоянно ужесточаются требования к величине вредных выбросов автотранспортом. Во всем мире активизировались работы, связанные с развитием экологически чистых транспортных средств. Уже давно ведутся разработки в сфере использования газообразного топлива на автотранспорте, применения энергии маховика, солнечной и электрической энергий. Причем эти работы контролируются на государственном уровне. Например, в США стимулировать автоиндустрию к активному поиску новых решений призван закон, предписывающий каждой фирме иметь в своей программе хотя бы одну модель электромобиля.
Для перевозки туристов в парковых и пешеходных зонах используются электроавтобусы. Однако в связи с тем, что в ближайшее время массовое производство электробусов невозможно из-за слишком больших материальных затрат, более перспективными представляются электромобили с гибридным приводом, совмещающим электро- и дизельное питание.