logo
Л

Обеспечение безопасности движения

Одной их основных проблем при перевозке туристов авто­транспортом является их безопасность. Дело в том, что автотранспорт характеризуется наибольшим числом жертв в результате дорожно-транспортных происшествий, что связано, главным образом, с массо­востью подвижных единиц, участвующих в автоперевозках и с боль­шим числом участников перевозочного процесса. При туристских автомобильных перевозках к подвижному со­ставу предъявляются повышенные требования, а именно выпуск авто­буса на линию производится при условиях специальной его подготов­ки к транспортному путешествию. Жесткие требования предъявляют­ся к тормозной системе — автобус должен быть оборудован тремя независимыми тормозами: служебным, аварийным, стояночным, а также автоблокировочным устройством. Особые требования следует выполнять зимой, при неблагоприятных погодных условиях, при пе­ревозках детей, путешествиях по горным дорогам, в тоннелях, в усло­виях холода и жарких климатических зон, при железнодорожных пе­реездах. Должна быть предусмотрена система аварийного освещения и отопления. Автобус должен иметь радиотелефонную или другую надежную связь. На дальних маршрутах автобус должен быть обору­дован тахографом, контролирующим работу водителя. Для лучшего обзора и сведения к минимуму «мертвых зон» автобусы самых современных моделей оборудуются дополнительными зеркалами и видеокамерами заднего обзора, а также ультрафиолетовыми датчиками для определения расстояния до препятствия сзади (это существенно облегчает маневрирование и парковку). В недалеком будущем туристские автобусы предполагается оснастить устройствами, оповещающими водителей о совершении обгона другим транспортным средством, а также устройством, предотвращающим засыпание водителя за рулем. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов.

В странах Западной Европы ограничен срок использования ав­тобусов для туристских перевозок — от 8 до 10 лет.

В последних моделях автобусов для улучшения активной и пассивной безопасности переднюю часть машин удлинили, интегрировали в неё энергопоглощающюю структуру. Оба этих элемента являются частью защиты от лобового столкновения.

Электронные системы, устанавливаемые на автобусах премиумкласса, обеспечивают автоматическое слежение за линиями дорожной размётки, движение автобуса со скоростью до 100 км/ч, автоматически его притормаживая, поддерживает дистанцию до впереди идущих автомобилей 50 м при 100 км/ч.

Экологическая безопасность транспортных средств

Следует отметить, что сейчас в понятие «безопасность движе­ния» включается и понятие «экологическая безопасность». Самое большое количество выбросов в атмосферный воздух приходится на автомобильный транспорт — 58%. В связи с этим во всех странах мира проводится комплекс правоохранительных мер, ко­торые направлены на повышение экологических характеристик по­движного состава и инфраструктуры транспорта. Прежде всего посто­янно ужесточаются требования к величине вредных выбросов авто­транспортом. Во всем мире активизировались работы, связанные с развити­ем экологически чистых транспортных средств. Уже давно ведутся разработки в сфере использования газообразного топлива на авто­транспорте, применения энергии маховика, солнечной и электричес­кой энергий. Причем эти работы контролируются на государственном уровне. Например, в США стимулировать автоиндустрию к активному поиску новых решений призван закон, предписывающий каждой фир­ме иметь в своей программе хотя бы одну модель элект­ромобиля.

Для перевозки туристов в парковых и пешеходных зонах используются электроав­тобусы. Однако в связи с тем, что в ближайшее время массовое производство электробусов невозможно из-за слишком больших материальных затрат, более перспективными представляются электромобили с гибридным приводом, совмещающим электро- и дизельное питание.