36.Управление природными системами
Управление природными системами — мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных законов, в первую очередь, экологических.
Управление природными системами может быть «жестким» и «мягким».
Жесткое управление — прямое, непосредственное воздействие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках.
Мягкое управление — главным образом косвенное, опосредованное воздействие на природу с использованием естественных механизмов саморегуляции, то есть способности природных систем к восстановлению своих свойств после антропогенного вмешательства. Например, агролесомелиорация.
Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и экологических ущербов. Например, освоение целинных земель.
Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жесткой и мягкой форм управления.
37.Управление природопользователями (управление охраной окружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов) — обеспечение норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, то есть социальные законы.
Управление природопользователями может быть командно-административным и экономическим:
Командно-административное управление — управление природопользователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятием и его руководством.
Экономическое управление — управление природопользователями, основанное на экономическом стимулировании, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, то есть более прибыльным, соблюдать природоохранное законодательство, чем нарушать его.
Предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда экономически выгодна утилизация (вторичное использование) отходов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него. Например, загрязнение окружающей среды может сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде наносят одни предприятия или отрасли (предприятия-«загрязнители»), а экономически страдают, в большей степени, совсем другие (предприятия-«реципиенты»). Например, основными загрязнителями окружающей среды являются промышленность и энергетика, а страдают здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйства, так как увеличиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, падает урожайность и качество растениеводческой продукции, продуктивность животноводства и т.д.
Таким образом, предприятия-природопользователи не станут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она не выгодна. Командно-административный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля. С другой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением.
- 1.Предмет и задачи природопользования и охраны природы.
- 2.Мотивы рационального природопользования и охраны природы
- 3. Правила (принципы) рационального природопользования и охраны природы
- 4. Природная среда, природно – ресурсный потенциал.
- 5. Классификация природных ресурсов
- 6. Виды воздействия человека на природу
- 7. Степень воздействия человека на природу
- 8. Экологический кризис. Экологическая катастрофа.
- 9. Взаимодействие общества и природы
- 10. Загрязнение окружающей среды
- 11. Малоотходные и безотходные технологии
- 12. Загрязнение атмосферного воздуха
- 13. Источники загрязнения атмосферного воздуха
- 14. Экологические последствия загрязнения атмосферы
- 15. Защита атмосферы
- 16. Загрязнение гидросферы
- 17. Источники загрязнения гидросферы
- 18. Экологические последствия загрязнения гидросферы
- 19. Экологические последствия истощения вод
- 20.Защита гидросферы
- 21.Антропогенные воздействия на почву
- 22. Защита почв
- 23. Деградация растительного покрова
- 25. Защита биотических сообществ
- 26. Загрязнение отходами производства и потребления
- 27.Защита от отходов производства и потребления
- 28. Шумовое загрязнение
- 29. Защита от шумового загрязнения
- 30.Электромагнитное загрязнение
- 31. Защита от электромагнитного излучения
- 33. Защита от биологического загрязнения
- 34.Прогнозирование в природопользовании
- 35.Моделирование в экологии и природопользовании
- 36.Управление природными системами
- 38. Предмет и задачи экономики природопользования
- 39.Оценка природных ресурсов
- 40. Ущербы при нерациональном природопользовании
- 41. Эффективность природопользования и природоохранных предприятий
- 42.Материальное стимулирование природоохранной деятельности
- 43. Международные объекты охраны природной среды
- 44. Международные организации, договоры и инициативы в области
- 45.Международные принципы охраны окружающей среды