Принципы экономической безопасности водопользования
Экономическая безопасность водопользования призвана обеспечить:
реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование экологически полноценным водно-ресурсным потенциалом;
сбалансированность потребностей экономического развития и возможностей воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов.
Достижение означенного комплекса целей определяется термином устойчивое водопользование. Таким образом, устойчивое водопользование является синонимом безопасного водопользования.
Стратегия обеспечения экономической безопасности водопользования должна базироваться на следующих принципах:
экономическая безопасность водопользования России обеспечивается прежде всего эффективностью государственной экономики;
обеспечение экономической безопасности водопользования должно опираться на единство действий федеральных и местных органов государственной власти и государственных органов управления использованием и охраной водного фонда.
Приоритетные направления обеспечения экономической безопасности водопользования:
экономическая оценка водно-ресурсного потенциала; изменение финансово-кредитной политики в сфере водопользования;
совершенствование системы государственного управления водным фондом;
осуществление мониторинга водопользования.
Выделяются также следующие направления действий по обеспечению экономической безопасности водопользования:
прогноз последствий изменения климата и планирование водохозяйственной деятельности в соответствии с этими изменениями;
разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (КИОВР) и водохозяйственного баланса (ВХБ) крупных рек для оценки показателей экономической безопасности водопользования;
совершенствование управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа и новых форм хозяйствования на водных объектах;
формирование благоприятного инвестиционного климата в водном хозяйстве области;
развитие системы мониторинга водных объектов и повышение эффективности государственного контроля за использованием водных объектов;
реализация инновационной водохозяйственной политики в области с учетом состояния водных объектов и особенностей их использования основными водопользователями;
улучшение качества питьевого водоснабжения, в том числе за счет расширения использования для этих целей подземных вод;
восстановление и сохранение водных экосистем и обеспечение стабильной благоприятной экологической обстановки в основных речных бассейнах;
предупреждение и уменьшение опасных последствий паводков, наводнений, подтопления территорий путем управления хозяйственной деятельностью на паводкоопасных территориях;
развитие системы государственного надзора за безопасностью водохозяйственных сооружений, особенно крупных гидроузлов;
совершенствование системы информационного обеспечения управления водным хозяйством, включая ее организационно- структурное обеспечение;
совершенствование системы кадрового обеспечения структур водного блока МПР РФ;
оценка угроз экономической безопасности водопользования в сфере межгосударственного и межрегионального сотрудничества в использовании и охране водных объектов;
разработка и совершенствование технологий и технических средств, способствующих прекращению загрязнению водных объектов.
Деятельность но обеспечению экономической безопасности водопользования включает в себя следующие элементы:
создание информационной базы для объективного и всестороннего мониторинга водопользования и осуществление этого мониторинга в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз объектам экономической безопасности водопользования;
разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, оценка результатов их осуществления;
организация работы по реализации комплекса государственных мер но обеспечению экономической безопасности водопользования.
Стратегия в области обеспечения экономической безопасности водопользования осуществляется через систему экологической безопасности Свердловской области, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, должностные лица, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности», и регулируется водным законодательством, регламентирующим отношения в сфере безопасности водопользования.
Анализ положения в сфере водопользования позволяет еде дать вывод о том, что существование большинства проблем связано не только и не столько с отсутствием необходимых финансовых ресурсов, сколько с отсутствием эффективного экономического механизма, целенаправленно ориентирующего действия всех субъектов-водопользователей в необходимом направлении.
Особый интерес представляет решение вопросов водопользования как сферы сбережения природных ресурсов, совершенствования экономического механизма и системы взаимоотношений хозяйствующих субъектов, законодательного и нормативно-правового регулирования водопользования и практической деятельности по предотвращению загрязнения и восстановлению качества воды.
Важным мероприятием в комплексе мер по совершенствованию экономического механизма в водном хозяйстве должен стать его перевод на самоокупаемость и самофинансирование с соблюдением следующих условий:
образование государственных водохозяйственных эксплуатационных предприятий, наделенных правом оперативного управления находящимися в государственной собственности водными объектами и гидротехническими сооружениями на них;
обеспечение прямого финансирования по договорам государственных водохозяйственных эксплуатационных предприятий за счет средств заинтересованных водопользователей (в части работ по водообеспечению пользователей водных объектов и охраны водных ресурсов);
заключение договоров между водопользователями и водохозяйственными эксплуатационными предприятиями на пользование водными объектами и участие водопользователей в финансировании водохозяйственной деятельности;
сохранение бюджетного финансирования работ водохозяйственных эксплуатационных предприятий, имеющих инфраструктурный характер (направленных на предотвращение наводнений, изучение водных ресурсов, водопонижение с целью предотвращения подтопления, сохранение ландшафтов, охрану заповедных водных объектов и т. п.);
участие водопользователей в планировании водохозяйственных работ на используемых ими водных объектах и контроль за расходованием целевых средств.
Необходимо существенно усилить экономическое стимулирование водоохранной деятельности путем соответствующей корректировки экономического законодательства, которое до настоящего времени, за редким исключением, остается «экологически нейтральным».
Одной из мер в этом направлении должна стать корректировка экономических показателей, используемых при оценке результатов деятельности предприятий. В настоящее время многие предприятия, нанося огромный ущерб водным объектам сбросом сточных вод и засорением водосборов твердыми отходами, остаются тем не менее рентабельными, так как затраты на ликвидацию наносимого их деятельностью ущерба водным объектам перекладываются на общество и не учитываются в экономических показателях самого предприятия.
Необходимо создать механизм льготного кредитования природоохранных работ. При этом потери коммерческих банков в результате предоставления льгот по кредитам на водоохранные мероприятия должны компенсироваться из специального фонда экологизации экономической политики. Такой фонд представляется целесообразным создать при Министерстве экономики области. Источником средств для его формирования могли бы стать акцизы на экологически вредную продукцию, выпускаемую областными предприятиями и ввозимую по импорту.