logo
Анализ качества атмосферного воздуха в салоне автотранспортных средств

1.3 Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в Республике Башкортостан

Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе Республики Башкортостан. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в территориальной децентрализации промышленности и среды обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают вредные вещества; автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, "съедает" ценные сельскохозяйственные земли (Государственный доклад, 2010).

Наметившаяся тенденция к увеличению составляющей автотранспортных средств в общем объеме вредных выбросов не только сохраняется, но и существенно возрастает. Так, за период 1998-2008 гг. вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха вырос в целом по республике с 49,3 до 63 %. В крупных городах республики с развитой промышленностью доля выбросов от автотранспорта соизмерима с выбросами от промышленных предприятий: в Уфе она достигает 62%, в Стерлитамаке - 49%, в Салавате - 44% (Государственный доклад, 2009).

По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2009 года на территории республики насчитывалось в собственности юридических лиц и граждан 1226 тыс. единиц автомототранспортных средств, что на 78 тыс. (6,4%) больше, чем в 2007 году (Государственный доклад, 2009).

По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2010 года в собственности юридических лиц и граждан насчитывалось более 1206 тыс. автомототранспортных средств, включая более 950 тыс. легковых автомобилей, 114 тыс. грузовых автомобилей и 21 тыс. автобусов. Мировой финансовый кризис оказал определенное негативное влияние на развитие автомобильного парка РБ - количество автотранспорта увеличилось незначительно - на 0,5%. Деятельность транспорта в 2009 году характеризовалась уменьшением объема перевозок грузов, в связи с чем объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух снизился на 8 % и составил 656,2 тыс. т. (Государственный доклад, 2010).

Низкий уровень экологических характеристик эксплуатируемого в республике автотранспорта обусловлен следующими причинами:

· Подавляющая часть отечественных моделей АТС сертифицирована на соответствие требованиям, действовавшим в Европе до 1992 года, а весьма значительная часть автопарка вообще не проходила сертификации;

· Только незначительная часть отечественных автомобилей оснащена каталитическими нейтрализаторами;

· Низкая конструктивная надежность производимых в России автомобилей и неудовлетворительное техническое обслуживание, некачественный ремонт и. зачастую, неэффективный экологический контроль приводят к быстрому росту выбросов в процессе их эксплуатации;

· Плохие дорожные и сложные климатические условия приводят к ускоренному износу узлов и агрегатов автомобилей и увеличению выбросов (Минигазимов и др., 2004).

Поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомототранспортных средств составило: оксида углерода - 506, 2 тыс. т., или 87 % объема валового выброса СО по республике, летучих органических соединений - 89,6 тыс. т., или 46 % объема валового выброса ЛОС по республике, оксидов азота - 46, 7 тыс. т., или 53 % объема валового выброса NOx по республике, твердых веществ - 5,3 тыс. т., или 18 % объема валового выброса твердых веществ по республике, сернистого ангидрида - 8,4 тыс. т., или 13 % объема валового выброса SO2 по республике (Государственный доклад, 2010).

Таким образом, проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, а также проблема загрязнения салонов АТС вредными веществами стоит очень остро.

Микроклимат в салоне автомобиля оказывает большое влияние на состояние водителя. Поэтому следует важное значение уделять условиям и качеству воздуха в салоне автомобиля.

Наиболее благоприятная температура в салоне 22 0С, оптимальная влажность - 30 - 70 % (Трофименко и др., 2004). Работа в условиях температуры воздуха выше +25°С быстрее утомляет, приводит к снижению внимания и увеличению времени реакции. При дальнейшем повышении температуры до + 35°С умственная деятельность ухудшается, замедляется реакция, появляются ошибки, внимание снижается примерно на 10 %. Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу мышц, на быстроту и точность движений, водитель делает больше ошибок (www.proufu.ru/content/view/4122/38/).

Вредные вещества, присутствующие в салоне и их воздействие на человека, приведены в таблице 4 (Трофименко и др., 2004).

Таблица 4

Вредные вещества, присутствующие в воздухе салона автомобиля (по данным Трофименко и др., 2004)

Вещество

Концентра-ция

ПДКсс

ПДКмр

Источник

Оказываемое воздействие

мг/м3

ПАУ, мкг/м3:

бензол,

бенз (а) пирен

57,1

0,37

15

0,00015

1,5

-

Отработанные газы (ОГ), лакокрасочные покрытия, РТИ, пластмассы

Канцерогены, мутагены, прямое повреждающее действие на нервную систему, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, раздражение слизистых оболочек, при хроническом воздействии - возникновение гипоксии

СО

79,1

20

5

ОГ

Воздействует на ЦНС, связывает гемоглобин. при высоких концентрациях - потеря сознания и смерть

SO2

3

10

0,5

Раздражение слизистой дыхательных путей, отек легких, астматические реакции, спазмы

NO

5,87

5

0,4

Раздражение слизистой глаз и дыхательных путей, отек легких

NO2

1,12

2

0,085

То же

Формаль-дегид

1

0,5

0,035

Фенолформальдегидные смолы, лаки, клеи

Раздражение слизистых, канцероген, угнетающее действие на нейроны головного мозга

Метанол

3,7

5

1

Жидкости омывателя

Раздражение слизистых дыхательных путей, воздействие на ЦНС, потеря зрения и смерть

Сажа

0,03

--

0,15

ОГ

Адсорбция канцерогенов

Акролеин

2,6

0,2

0,2

Дизельное топливо

Нарушения функционирования печени и почек, изменения в легких

Фенол

0,1

0,3

0,01

Стеклопластики, фенолформальдегидные смолы, клеи

Разъедание слизистых глаз и дыхательных путей, отек легких, поражение ЦНС, кома

Вставить