Пэк за состоянием атмосферного воздуха
Контроль за выбросами предприятий в атмосферу и за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) включает:
определение объекта контроля;
установление периодичности и сроков контроля соответствующего объекта;
обеспечение применения методов и средств контроля за выбросами.
ПЭК за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) осуществляется:
непосредственно на источниках;
на границе СЗЗ или ближайшей жилой застройке;
контрольных точках, определенных для предприятий в соответствии с проектом ПДВ или результатам сводных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ по городу (для предприятий Пермской области, являющихся абонентами системы динамического анализа состояния загрязнения атмосферы и нормирования выбросов «ЛАДА», контрольные точки определяются в рамках системы);
в случае, когда преобладающий вклад в значения приземных концентраций (по результатам сводных расчетов рассеивания) вносят неорганизованные источники или совокупность мелких источников, для которых контроль непосредственно на источнике затруднен, контроль осуществляется на специально выбранных точках или с помощью подфакельных наблюдений. Контрольные точки выбираются исходя из расчетов рассеивания ЗВ таким образом, чтобы наблюдаемые в них уровни концентраций в максимально возможной степени характеризовали воздействие конкретного источника или группы источников. Выбор контрольных точек может быть скорректирован органами государственного и муниципального экологического контроля.
При проведении ПЭК атмосферного воздуха оцениваются:
количественный и качественный состав выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения;
соблюдение нормативов ПДВ и ВСВ;
качество атмосферного воздуха в зоне воздействия предприятия на окружающую среду, в том числе в санитарно-защитных зонах.
Контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится расчетными (балансовые, а также основанные на удельных технологических нормативах или закономерностях протекания физико-химических процессов) и химико-аналитическими (инструментальными) методами в соответствии с требованиями нормативных документов или по предписанию органов государственного и муниципального экологического контроля. К расчетным методам, как правило, относятся и расчетно-аналитические методы, в которых в качестве параметров расчетных формул для определения величины выброса (г/с) используется значения измеренных концентраций загрязняющих веществ (мг/м3) в атмосферном воздухе. При проведении измерений должны использоваться методики, внесенные в специальный Перечень (Перечень методик, внесенных в государственный реестр методик количественного химического анализа, часть III. Количественный химический анализ атмосферного воздуха, промвыбросов в атмосферу и воздуха рабочей зоны. На 01.05.2004г.). Перечень может периодически изменяться и дополняться. Использование других методик, в том числе отраслевых, допускается в случае, если они прошли аттестацию в соответствии с установленными требованиями.
Перечень измеряемых показателей, диапазоны измерения концентраций, методы и методики выполнения измерений должны соответствовать указанным в области аккредитации лаборатории, в том числе контрактной.
При проведении расчетов должны использоваться методики, рекомендованные в установленном порядке к применению в Перечне или в документах, дополняющих и корректирующих этот Перечень («Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 2001 – 2002 годах», С-Пб., 2001г.). и программные продукты, реализующие алгоритм этих методик и рекомендованных специально уполномоченными органами в установленном порядке.
Контроль выбросов проводится по той же методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы.
Измерения на границе СЗЗ (или ближайшей жилой застройки) следует выполнять при тех же метеоусловиях, которым соответствуют значения расчетных концентраций в контрольных точках.
Для осуществления контроля за соблюдением ПДВ составляется план-график в соответствии с «Рекомендациями по оформлению и содержанию проектов нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий». М., 1990.
План-график включает:
номер источника и (или) контрольной точки на карте-схеме предприятия;
производство, цех, участок, контрольная точка;
контролируемое вещество;
периодичность контроля;
периодичность контроля в период НМУ, раз/сутки;
норматив выбросов ПДВ (ВСВ), г/с, мг/м3;
кем осуществляется контроль;
методика проведения контроля.
При осуществлении контроля на границе СЗЗ, жилой застройке, в контрольных точках в план-график дополнительно включаются разделы:
№ контрольной точки и ее координаты;
контролируемое вещество (название и код);
концентрация в атмосферном воздухе, мг/м3;
метеоусловия (напр. ветра, градус; скорость м/сек.);
Периодичность контроля устанавливается исходя из определенной категории сочетания «источник - вредное вещество»:
I категория – 1 раз в квартал;
II категория – 2 раза в год;
III категория – 1 раз в год;
IV категория – 1 раз в 5 лет.
Периодичность контроля может быть скорректирована по усмотрению органов государственного и муниципального экологического контроля в зависимости от экологической обстановки в городе.
Графики контроля источников выбросов загрязняющих веществ утверждаются руководителем предприятия и согласуются с органами государственного или муниципального экологического контроля (или организациями, которым передано это право в установленном порядке) ежегодно.
Предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением ПДВ (ВСВ) в соответствии с планом-графиком, утвержденным в установленном порядке, вправе использовать результаты контроля при заполнении формы государственной статистической отчетности - 2-тп (воздух).
Автотранспортные предприятия или иные предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обеспечивают выполнение требований по их эксплуатации и ремонту. Экологические требования к автотранспорту включают соответствие (или несоответствие) техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленных соответствующими стандартами:
для автомобилей с бензиновыми двигателями содержание углерода оксида и углеводородов – в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033-2003;
для автомобилей с дизельными двигателями дымность – в соответствии с требованиями ГОСТ 21393-75 (с изменениями № 1 и № 2);
для автомобилей с газобаллонными двигателями содержание углерода оксида и углеводородов – в соответствии с требованиями ГОСТ Р 17.2.06-99.
Контроль за содержанием углерода оксида и углеводородов для автомобилей с бензиновыми двигателями или дымности для автомобилей с дизельными двигателями проводят при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию и после технического обслуживания, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах.
При превышении установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу субъектом хозяйственной и иной деятельности устанавливаются причины и разрабатываются мероприятия по устранению сверхнормативного выброса.
Мероприятия по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
Предприятия I и II категорий (в отдельных случаях по рекомендации органов государственного и муниципального экологического контроля предприятия III категории) разрабатывают в составе проекта ПДВ мероприятия по регулированию выбросов на период НМУ для каждого из трех степеней предупреждения о повышении уровня загрязнения атмосферы.
Предупреждения о повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха в связи с ожидаемыми неблагоприятными условиями составляют прогностические подразделения ФГУ «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ПЦГМС).
Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и оформляются в виде плана по форме, установленной действующим законодательством и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. План мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ утверждается руководителем субъекта хозяйственной и иной деятельности или иным уполномоченным должностным лицом и согласуется органами государственного и муниципального экологического контроля. Производственный экологический контроль за выполнением мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ осуществляется в соответствии с утвержденными на предприятии графиками.
Для предприятий, являющихся абонентами системы «ЛАДА», планы мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ разрабатываются в составе документов установления ПДВ в системе «ЛАДА».
Предприятия, расположенные в городах (районах), по которым не разрабатываются схемы прогнозов наступления НМУ, данный раздел не разрабатывают.
Порядок взаимодействия предприятий и органов государственного и муниципального экологического контроля в период НМУ на территории Пермской области регламентируется «Порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий», утвержденным распоряжением губернатора Пермской области от 21.06.2004г. № 338-р. Результаты государственного и муниципального экологического контроля отражаются в актах проверок и заносятся в журнал учёта мероприятий по контролю.
Сведения о результатах контроля и информация о соблюдении планов мероприятий в период НМУ ежегодно передаются органам государственного и муниципального экологического контроля.
- Методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Пермской области Пермь, 2005
- Объекты производственного экологического контроля
- Пэк за состоянием атмосферного воздуха
- Пэк за состоянием водных объектов
- Пэк за обращением с отходами производства и потребления:
- Ведомственный экологический мониторинг
- Производственный эколого-аналитический контроль (пэак)
- Первичный учёт и отчетность по охране окружающей среды
- Формы взаимодействия пэк и государственного экологического контроля включают:
- Порядок обмена информацией устанавливается:
- Достоверность сведений и результатов измерений при осуществлении пэк:
- Постановления Правительства
- Международные соглашения
- Нормативные и распорядительные документы природоохранных ведомств
- Российские стандарты в области управления окружающей средой – аутентичный перевод международных стандартов серии iso 14000 (Система гост р исо Серии 14000)
- Государственные стандарты системы «Охрана природы»
- Документы, касающиеся аккредитации.
- Нд по метрологическому обеспечению.
- Государственные стандарты системы «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
- Стандарты исо
- Санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы.
- Методические и инструктивно-технические документы
- Перечень правовых, нормативно-методических и инструктивно-технических документов, разработанных в пермской области Законы и законодательные акты Пермской области
- Указы и распоряжения Губернатора Пермской области
- Нормативно-методические и инструктивно-технические документы