История развития экологии
Большое влияние на мировоззрение ученых современной эпохи оказали древнегреческие ученые. Так, например, Аристотель (384-322 до н. э.) в своей "Истории животных" различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали вопросы: приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т. д. Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст(371-280 до н. э.), Плиний Старший (23-79 н. э.) с его знаменитой "Естественной историей".
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения о зависимости растений от условий произрастания или возделывания. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания. Известный английский химик Роберт Бойль (1627-1691) оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент; он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые, как шведский естествоиспытатель Карл Линней(1707-1778) и французский исследователь природы Жорж Бюффон(1707-1788), в трудах которых подчеркивалось ведущее значение климатических факторов. Особенно большой интерес представляют сочинения Линнея "Экономия природы" и "Общественное устройство природы". Под "экономией" Линней понимал взаимные отношения всех естествен-ных тел. Он сравнивал природу с человеческой общиной, живущей по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены учеными Российской Академии наук в ходе экспедиционных исследований, прово-димых со второй половины XVIII в. Среди организаторов и участников этих экспедиций надо отметить Степана Петровича Крашенинникова (1713-1755) с его "Описанием земли Камчатки", Ивана Ивановича Лепехина (1740-1802) - автора четырехтомных "Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства", академика Петра Симона Палласа (1741-1811), подготовившего капитальный труд "Описание животных российско-азиатских".
Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк (1744- 1829), считавший, что важ-нейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Профессор Московского университета Карл Францевич Рулье (1814-1858) в своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды. Большое значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Николая Алексеевича Северцова (1827-1885).
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882) - основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919), который в 1866 г. предложил термин "экология", дал следующее определение этой науки. Э. Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны жизни биологических организмов. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в ее развитие в XX в. внесли всемир-но известные ученые-ботаники Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), Василий Васильевич Докучаев (1846-1903), Фредерик Клементс (1874- 1945), Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967) и ряд других.
Крупнейший русский ученый XX в. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) создает учение о биосфере. Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода "экологизация" современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
Поэтому необходимо понять, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, и найти те пределы изменения условий, которые позволяют не допустить экологического кризиса. Таким образом, экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
Этапы развития:
- первобытное общество
- человеческое
- с середины прошлого столетия интенсивное воздействие на ок.среду
- История развития экологии
- 2. Определение, состав и структура системы; системный поход к экологии.
- 3. Определение экологии, разделы, основные задачи.
- 4. Экологические факторы. Их классификация.
- 5. Классификация эк.Ф. По природе. Классификация Мончадкского.
- 6. Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха.
- 7.Толерантность. Закон толерантности Шелфорда. Экологический оптимум и пессиум.
- 8. Экологическая ниша; местообитание.
- 9. Разнообразие взаимоотношений организмов.
- 10. Адаптация организмов к экологическим факторам; виды адаптаций.
- 11. Определение популяции, ее основные признаки.
- 12. Возрастная структура; стабильные, стареющие и растущие популяции; гомеостаз; динамическое равновесие.
- 13. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме (состав и структура).
- 14. Характер взаимосвязи между компонентами экосистемы.
- 15. Структура экосистемы (пространственная и видовая)
- 16. Пищевые цепи. Экологические пирамиды
- 18. Существование экосистем во времени (гомеостаз и сукцессия)
- 19. Искусственные биоценозы
- 20. Определение биосферы, ее границы.
- 21. Роль живого вещества в биосфере
- 22. Биогеохимические циклы.
- 23. Автотрофность человечества.
- 24. Основные глобальные экологические проблемы.
- 25. Охарактеризовать состояние окружающей среды Калининградской области.
- 26. Ноосфера. Что понимается под автотрофностью человечества?
- 27. Природные ресурсы и их классификация.
- 28. Основные инженерные принципы рационального использования природных ресурсов.
- 29. Определение загрязнения. Загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.
- 30. Источники загрязнения; ущерб от загрязнений окружающей среды.
- 31. Радиоактивное загрязнение: источники, степень опасности, воздействие на живые организмы.
- 32. Создание ресурсо- и энергосберегающих производств. В чем суть малоотходных и безотходных технологий
- 33. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды.
- 34. Экологический контроль и экологическая экспертиза. Формы ответственности за экологические нарушения.
- 35. Ресурсные циклы.
- 36. Затратно-прибыльный анализ в природоохранной деятельности.
- 37. Экологический аудит; экологическая лицензия; экологическое страхование.
- 38. Какие показатели здоровья людей изменились в последнее время? Основные пути поступления ядов в организм человека.
- 40. Основные причины резкого роста численности человечества; стабилизация численности населения.
- 41. Ведущие международные природоохранные организации.
- 42. Международное сотрудничество по вопросам экологии. Международные экологические организации в нашей области.
- 43. Концепция устойчивого развития; основные принципы.
- 44. Экологический мониторинг.