16. Право граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений
Ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к числу основных принципов охраны окружающей среды относит:
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
-участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же остается тенденция к экологизации общественного сознания.
В числе актуальных проблем реализации отдельных форм общественного участия далее анализируются: право "быть услышанным"; участие в нормотворчестве; референдумы по вопросам охраны окружающей среды; общественное участие в ОВОС и экологической экспертизе; участие в принятии градостроительных решений и предоставлении земельных участков под размещение объектов. В ходе освещения названных вопросов дается комментарий к отдельным сложным с точки зрения правоприменения ситуациям.
Юридическая характеристика участия общественности в принятии экологически значимых решений.
Экологически значимые решения - это правовые акты (нормативного и ненормативного характера) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов, комплексов, систем либо окружающей природной среды в целом.
Наиболее распространенные варианты таких решений - это определение мест нового строительства, предоставление земельных участков, утверждение технико-экономических обоснований и проектов, принятие генеральных планов городов и др. Однако надо иметь в виду, что экологические последствия могут возникнуть не только из-за нового строительства, но также и в результате перепрофилирования либо ликвидации некоторых специфических объектов, поэтому соответствующие решения должны иметь экологическое обоснование, проходить экологическую экспертизу и процедуру общественных обсуждений.
17. Права общественных объединений и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
18. Экологические обязанности государства, муниципальных образований и иных субъектов
19. Общая характеристика законодательства о земле, недрах, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о животном мире
20. Недра, земля, воды, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории и объекты, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты как объекты природноресурсовых правоотношений
21. Право собственности на недра, землю, воды, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории, природные лечебные ресурсы, права на природные ресурсы континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации
22. Правовой режим использования и охраны недр
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр, используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, обеспечения ее суверенитета, выполнения международных обязательств РФ, получают статус объектов федеральной собственности. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом о недрах. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно РФ и ее субъектами. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственных программы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды. Недропользование– это деятельность по использованию полезных свойств недр, в том числе: – их изучение (геологическое, геофизическое, геохимическое и гидрогеологическое), изучение осадочных бассейнов геодинамического районирования, и определение сейсмоопасных зон и т. п.; – эксплуатацию месторождений различных видов полезных ископаемых; – первичную переработку (обогащение) минерального сырья; – освоение подземного пространства и использование геоэнергетических ресурсов; – проектирование и строительство горных предприятий, их ликвидацию и консервацию. Недропользование осуществляется по разрешительной системе. Для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получить лицензию (разрешение)в установленном законом порядке. Исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых, которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно. Российское законодательство предусматривает также сложную систему требований, ограничений и запретов при осуществлении недропользования: – не допускаются сверхнормативные потери, разубоживание и выборочная отработка полезных ископаемых; – ведение любых работ должно осуществляться лишь на основе геологической, маркшейдерской и иной документации; – нарушенные земли подлежат обязательной рекультивации, а снятый плодородный слой – восстановлению; – запрещается разработка полезных ископаемых на особо охраняемых природных территориях и т. д.
- 2.Экологическое право как отрасль российского права: предмет, методы, система.
- 4. Принципы охраны окружающей среды
- 6. Понятие и виды источников экологического права
- 7. Федеральные законы как источники экологического права
- 8. Нормативно-технические документы и их соотношение с актами экологического законодательства
- 9. Основные тенденции развития экологического права
- 10. Нормы экологического права
- 11.Экологические правоотношения
- 12.Субъекты и объекты экологических правоотношений
- 13. Экологические права и обязанности граждан
- 15. Право граждан и общественных объединений на получение экологической информации
- 16. Право граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений
- Плата за пользование недрами
- Ответственность за нарушение законодательства о недрах
- 23.Правовой режим использования и охраны вод
- 24. Правовой режим использования и охраны лесов
- 44. Лесопользование и его виды
- Виды лесопользования
- 45. Правовое регулирование мер по охране лесов
- 46. Ответственность за нарушение лесного законодательства
- 26. Государственное экологическое управление: понятие, функция, порядок осуществления
- 27. Система органов государственного экологического управления
- 28. Муниципальное экологическое управление
- Организация процедуры оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Этапы процедуры овос
- 34. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, виды Экологические правонарушения: понятие и виды
- Глава 26.Эколог.Преступления общего характера:
- 4.Законодательства рф о континентальном шельфе ст. 253 ук рф- Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
- 5..Нарушение режима опт и объектов ст. 262 ук рф-Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
- Ст. 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
- 1.Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
- 3Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
- Принцип 12
- Принцип 13
- Принцип 14