Организация процедуры оценки воздействия на окружающую среду (овос)
В законодательстве РФ под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Современные требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду отражены в ряде законодательных документов, а также методических рекомендациях (Приложение 1).
Проведение ОВОС, так же как и ЭЭ, основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Согласно ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды», проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.
Во время процедуры ОВОС делается прогноз, анализ и оценка значимости ожидаемых воздействий на окружающую среду (ОС). Изучается не только физическая величина непосредственных воздействий (объем выбросов или концентрация вредных веществ), но и ожидаемые изменения в различных компонентах ОС: воде, воздухе, почве, ландшафте, фауне, флоре, взаимосвязи между всеми этими факторами. Должны быть выявлены и описаны все значимые воздействия: как непосредственные, так и непрямые; как краткосрочные, так и долгосрочные, происходящие на всех стадиях жизненного цикла проекта. Должно быть изучено возможное влияние на здоровье населения, историко-культурные ценности и социально-экономические условия.
Последствия осуществления намечаемой деятельности должны быть оценены не только в терминах их величины, но и в терминах их значимости.
Необходимой частью процедуры оценки воздействия на окружающую среду является точное адресное определение объектов воздействия и определение степени повреждения (по максимуму) с последующим определением стоимости потерь, определение формы компенсации, выраженной как в натуральных, так и в денежных измерениях, разработкой инженерных мер по компенсации потерь.
Кроме расчета параметров возможных воздействий на основе проектных данных, среди прочих составляющих, процедура ОВОС обязательно должна включать:
рассмотрение разумных альтернатив намечаемой деятельности;
выработку предложений по программе экологического мониторинга, которая будет осуществляться после реализации проекта;
проведение общественных слушаний по выявлению и обсуждению значимых аспектов воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Результатами ОВОС являются:
аналитические материалы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии Заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.
Результаты ОВОС документируются в материалах, подготовленных при данной процедуре, и являются частью документации, представляемой на Государственную экологическую экспертизу.
Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемой деятельности закреплено законодательными актами (Перечень законодательных актов приведен в Приложении 2).
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется Заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
- 2.Экологическое право как отрасль российского права: предмет, методы, система.
- 4. Принципы охраны окружающей среды
- 6. Понятие и виды источников экологического права
- 7. Федеральные законы как источники экологического права
- 8. Нормативно-технические документы и их соотношение с актами экологического законодательства
- 9. Основные тенденции развития экологического права
- 10. Нормы экологического права
- 11.Экологические правоотношения
- 12.Субъекты и объекты экологических правоотношений
- 13. Экологические права и обязанности граждан
- 15. Право граждан и общественных объединений на получение экологической информации
- 16. Право граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений
- Плата за пользование недрами
- Ответственность за нарушение законодательства о недрах
- 23.Правовой режим использования и охраны вод
- 24. Правовой режим использования и охраны лесов
- 44. Лесопользование и его виды
- Виды лесопользования
- 45. Правовое регулирование мер по охране лесов
- 46. Ответственность за нарушение лесного законодательства
- 26. Государственное экологическое управление: понятие, функция, порядок осуществления
- 27. Система органов государственного экологического управления
- 28. Муниципальное экологическое управление
- Организация процедуры оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Этапы процедуры овос
- 34. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, виды Экологические правонарушения: понятие и виды
- Глава 26.Эколог.Преступления общего характера:
- 4.Законодательства рф о континентальном шельфе ст. 253 ук рф- Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
- 5..Нарушение режима опт и объектов ст. 262 ук рф-Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
- Ст. 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
- 1.Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
- 3Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
- Принцип 12
- Принцип 13
- Принцип 14