Природопользование как объект изучения курса
Курс «Экология и экономика природопользования» рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных. При таком подходе избран единый объект изучения– природопользование. Родоначальниками этого термина стали ученые-биологи, впервые употребившие его в научных дискуссиях в конце 50-х годов ХХ ст., однако вскоре это понятие стало широко использоваться всеми специалистами, исследующими разнообразные аспекты данной проблемы.
Понятие «природопользование» в современной науке применяется как в широком, так и в узком смысле слова. В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучение, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором — деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям.
Воздействие людей на природу может осуществляться путем целенаправленного, сознательного использования элементов и сил природы, т.е. как трудовой процесс, в ходе которого природные вещества преобразуются в необходимый продукт. По сути, вся производственная деятельность людей представляет собой преобразование природы в формы, приемлемые для использования человеком. Однако возможно и косвенное, случайное воздействие человека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред (многочисленные техногенные аварии, разрушение озонового слоя и т.п.). Поэтому под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.
Такое представление о природопользовании сложилось не сразу. Первоначально оно отождествлялось с ресурсопотреблением — использованием природных ресурсов в хозяйственных целях. Рост производства и нагрузок на природу привел к конфликтам между природопользователями и населением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охране природных факторов жизни людей. Таким образом, развитие природопользования исторически шло от использования нужных свойств природы к их охране, затем к воспроизводству и далее к улучшению и совершенствованию. Природопользование в широком смысле понимается сейчас как особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
В отраслевом разрезе природопользование включает в первую очередь природохозяйственные отрасли экономики, занимающиеся выявлением, использованием и воспроизводством природных богатств (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное, водное хозяйство и т.п.). Однако по определению природопользование подразумевает не только прямое, но и косвенное воздействие на природную среду, приводящее к ее нарушению, прежде всего загрязнению, поэтому объектами управления в природопользовании являются практически все структурные звенья как материального производства, так и сферы нематериальных услуг (туризм, рекреационная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.), в той или иной степени взаимодействующие с природной средой. Очевидно, что природопользование — органическая часть общественного воспроизводства, элемент экономической системы общества, многофункциональная сфера деятельности.
Широкое признание этого факта не случайно, оно сформировалось на таком этапе социально-экономического развития, когда выявились ограниченность природного потенциала, исчерпаемость доступных ресурсов природы, возникли кризисные ситуации в состоянии окружающей среды. Однако понадобился достаточно долгий и трудный опыт науки и практики для осознания того, что разрозненные действия по охране отдельных природных компонентов, увеличению отдачи конкретных природных угодий, преобразованию ландшафтов не только не эффективны экономически и социально, но и приводят к деградации природных систем, дестабилизации происходящих в них естественных процессов. Благодаря накопленному обществом опыту в сфере взаимодействия с окружающей средой, была признана необходимость единства подхода к деятельности по использованию природы, ее сохранению и воспроизводству.
Усиление природоохранного и ресурсовоспроизводящего аспектов природопользования привело к возникновению в научной литературе нового понятия — «экологическая сфера».Чаще всего этот термин используется как синоним понятия «природопользование». Однако в ряде исследований подчеркивается такая особенность экологической сферы, как направленность функционирующего в ней труда на охрану, восстановление, приумножение и рациональное использование ресурсов живой природы для удовлетворения эколого-ресурсных потребностей человеческого общества.
Возникновение экологической сферы вызвано не выпуском новых видов продукции, а необходимостью выполнения обязательных производственных функций по охране природы и целенаправленного решения возникающих в обществе экологических проблем. Экологическая сфера все чаще рассматривается не только как окружающая нас природная среда, но и как природоохранный труд, связанный с ее воспроизводством.
- Экология и экономика природопользования
- Часть 1
- Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования 7
- Тема 2. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов 94
- Тема 3. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений 159
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса "Экология и экономика природопользования"
- Природопользование как объект изучения курса
- Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества
- Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»
- Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса
- Лекция 2. Основы общей экологии
- История возникновения и развития экологии
- Основные понятия экологии
- Учение в.И.Вернадского о биосфере
- Законы и принципы экологии
- Лекция 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- Диалектика взаимоотношений человека и природы
- Утрата видового разнообразия планеты за последние 400 лет4
- Изменения глобальной хозяйственной подсистемы и экосистемы планеты*
- Закономерности и принципы природопользования
- Усиление антропогенных воздействий на природную среду и их последствия
- Среднегодовые показатели социально-экономического развития ссср за 1976-1990 гг. (прирост в%)
- Лекция 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая оценка природных ресурсов
- Экономическая сущность понятий «природные условия и ресурсы»
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Экономическая оценка природных ресурсов
- Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов Лекция 5. Экология и охрана воздушного бассейна и водных ресурсов. Эколого-экономические проблемы землепользования
- Атмосфера и ее состав
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна
- Основные показатели, характеризующие состояние и охрану воздушного бассейна Республики Беларусь
- Основные направления охраны атмосферы
- Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка
- Загрязнение водоемов и основные направления охраны водных ресурсов
- Использование водных ресурсов в Республике Беларусь
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Земельный фонд Республики Беларусь (на конец года; тыс. Га)
- Загрязнение сельскохозяйственных земель Республики Беларусь цезием-137 (тыс. Га)
- Лекция 6. Проблемы рационального использования и охраны лесных и минеральных ресурсов
- Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
- Лесной фонд Республики Беларусь, его охрана и восстановление (по данным учета и прогноза)
- Охраняемые природных территории и объекты и их роль в сохранении биоразнообразия Беларуси
- Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
- Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
- Основные пути рационального использования и охраны недр
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений Лекция 7. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений
- Экономическая сущность понятия «хозяйственный механизм», его структура
- Система прогнозирования и планирования рационального природопользования как основа государственного регулирования
- Лекция 8. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Понятие «государственное управление природопользованием»
- Организационные структуры управления
- Правовое регулирование охраны окружающей среды
- Литература