Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества
Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.
Естественные науки(естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.
Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.
Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле экология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял экологиюкак «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э.Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.
Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).
В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е. к экологизациизнаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.
Известный американский эколог Ю.Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.
В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.
Общественныенауки (философия, история, социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст. также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление – экономика природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 70-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.
- Экология и экономика природопользования
- Часть 1
- Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования 7
- Тема 2. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов 94
- Тема 3. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений 159
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса "Экология и экономика природопользования"
- Природопользование как объект изучения курса
- Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества
- Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»
- Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса
- Лекция 2. Основы общей экологии
- История возникновения и развития экологии
- Основные понятия экологии
- Учение в.И.Вернадского о биосфере
- Законы и принципы экологии
- Лекция 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- Диалектика взаимоотношений человека и природы
- Утрата видового разнообразия планеты за последние 400 лет4
- Изменения глобальной хозяйственной подсистемы и экосистемы планеты*
- Закономерности и принципы природопользования
- Усиление антропогенных воздействий на природную среду и их последствия
- Среднегодовые показатели социально-экономического развития ссср за 1976-1990 гг. (прирост в%)
- Лекция 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая оценка природных ресурсов
- Экономическая сущность понятий «природные условия и ресурсы»
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Экономическая оценка природных ресурсов
- Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов Лекция 5. Экология и охрана воздушного бассейна и водных ресурсов. Эколого-экономические проблемы землепользования
- Атмосфера и ее состав
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна
- Основные показатели, характеризующие состояние и охрану воздушного бассейна Республики Беларусь
- Основные направления охраны атмосферы
- Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка
- Загрязнение водоемов и основные направления охраны водных ресурсов
- Использование водных ресурсов в Республике Беларусь
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Земельный фонд Республики Беларусь (на конец года; тыс. Га)
- Загрязнение сельскохозяйственных земель Республики Беларусь цезием-137 (тыс. Га)
- Лекция 6. Проблемы рационального использования и охраны лесных и минеральных ресурсов
- Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
- Лесной фонд Республики Беларусь, его охрана и восстановление (по данным учета и прогноза)
- Охраняемые природных территории и объекты и их роль в сохранении биоразнообразия Беларуси
- Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
- Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
- Основные пути рационального использования и охраны недр
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений Лекция 7. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений
- Экономическая сущность понятия «хозяйственный механизм», его структура
- Система прогнозирования и планирования рационального природопользования как основа государственного регулирования
- Лекция 8. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Понятие «государственное управление природопользованием»
- Организационные структуры управления
- Правовое регулирование охраны окружающей среды
- Литература