logo search
BZhD_ZAChYeT_33_33_33_33_33_33

Билет 40 основные направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (НАСТЯ)

Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях.

Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом. Необходимость международного сотрудничества в области ООС диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды - собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Организации Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС) ведет исследования и составляет доклады по международным вопросам охраны окружающей среды, дает рекомендации по любым аспектам этой проблемы, государствам – членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям.

В целях практической реализации мероприятий по охране окружающей среды Генеральная Ассамблея приняла программу ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и учредила ряд специализированных органов: Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС); Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО); Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО); Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (толькоНА ПРИМЕРЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

Объективная необходимость сохранения и восстановления экосистемы озера Байкал является основным движущим механизмом всемерного расширения международных контактов. Эта деятельность осуществлялась согласно федеральным, республиканским и международным правовым актам, соглашениям, договорам.

При этом международное сотрудничество имело и имеет различные формы и аспекты, но это многообразие в конечном итоге сводилось к единой целевой задаче по обеспечению гарантий безусловного сбережения природного феномена - озера Байкал.

Некоторой точкой отсчета этой деятельности является проведенная в сентябре 1994 г. международная конференция «Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития», которая имела особую актуальность.

По инициативе Всемирного банка проведены научные исследования по разработке генерального плана развития экотуризма на Байкале (1994-1995). Основной целью этого плана было получение максимально возможной экономической эффективности при минимальном воздействии на природную среду.

На следующем этапе была завершена разработка проекта «Управление природными ресурсами и сохранение биоразнообразия в бассейне оз. Байкал» (2001), который финансировался Всемирным банком.

В рамках российско-американского проекта (проект Дэвиса) «Комплексная программа политики землепользования на российской территории бассейна озера Байкал» проведена исследовательская работа, охватывающая проблемы использования земельных ресурсов на основе устойчивости и сохранения экосистем.

Более долговременный характер приобретают научно-поисковые работы в области разработки Байкальской компоненты проекта Глобального экологического фонда при содействии Госкомэкологии России за счет финансирования Всемирного банка (1998-2001).

Основной задачей проекта является сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и всего природно-исторического комплекса его котловины. Проектный документ состоит из пяти подкомпонентов: межрегиональная деятельность; модельный проект в Иркутской области; модельный проект в Республике Бурятия; модельный проект в Читинской области; программа местных инициатив (малые гранты).

Не менее важные природоохранные задачи возлагались на выполнение программы ТАСИС Европейского сообщества по Байкальскому региону (1997-2000). Одним из основных преимуществ проекта являлось то, что в процессе его выполнения предоставлялась возможность основным исполнителям посредством заграничной командировки познакомиться с практикой работы западноевропейских организаций в сфере государственного управления по различным направлениям, включая управление природными ресурсами и качеством окружающей среды.

Обучение предусматривало совершенствование государственного управления, в контексте перехода к рыночной экономике с акцентом на особое внимание к охране окружающей среды.

Перечисленный перечень направлений международного сотрудничества свидетельствует о том, что это в большей мере проявляется в области научно-исследовательской деятельности. Попытки перейти в плоскость конкретных природоохранных мероприятий на этом этапе сдерживаются недостаточной степенью осведомленности зарубежных инвесторов о современном состоянии экосистем озера Байкал.

Еще более сдерживающий эффект оказывает недостаточная развитость общественных структур в России, в частности, в Байкальском регионе, способных к кардинальному решению проблем природопользования и сохранения природных комплексов, а также проявление сдержанности зарубежными инвесторами в контактах с государственными органами власти.

Озеро Байкал и его экосистема имеют планетарное значение, в силу чего его сохранность является заботой всего мирового сообщества. Многие передовые ученые разделяют это мнение, поэтому международное сотрудничество в области решения байкальских проблем будет расширено по самым различным аспектам.