logo
BZhD_ZAChYeT_33_33_33_33_33_33

Билет 34 основные мероприятия по защите персонала объекта при угрозе и возникновении чс

С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

Комиссия по ЧС с момента получения, данных об угрозе возникновения ЧС должна:

обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала объекта и населения в сжатые сроки;

принять решения заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;

выбрать мероприятия и осуществить их в последовательности, определяемой обстановкой.

Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе Плана по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносят уточнения с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

Руководитель объекта —Привлекая всех членов комиссии, руководителей структурных подразделений и командиров формирований, организует и проводит на объекте следующие основные мероприятия:

усиливает дежурно-диспетчерскую службу;

осуществляет наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;

прогнозирует возможность ЧС на объекте, ее масштабы и последствия;

проверяет системы и средства оповещения и связи;

принимает меры по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;

повышает готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации уточняет планы их действий и при необходимости производит выдвижение к участкам предполагаемых работ (действий);

готовит к возможной эвакуации персонал и население прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости проводит ее (в загородную зону — только по распоряжению вышестоящей КЧС).

Одновременно информирует КЧС и управление ГО и ЧС города (района) о возникшей угрозе.

Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС объекта при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае будет определяться:

типом аварии (с выбросом радиоактивных или сильнодействующих ядовитых веществ, транспортная, пожар и т. п.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т. п.);

масштабом последствий ЧС (локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная);

удалением источника аварии от объекта;

метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

рельефом местности и характером застройки;

наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами.

Первый этап: принятие экстренных мер по защите персонала, предотвращению развития ЧС и осуществление АСР.

К экстренным мерам защиты персонала объекта относятся:

оповещение об опасности и информирование о правилах поведения;

медицинская профилактика и использование средств защиты, исходя из обстановки;

эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей;

оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляют предусмотренные планом действия по локализации аварии при остановке или изменении технологического процесса производства, а также по предупреждению взрывов и пожаров.

Одновременно проводятся разведка и оценка складывающейся обстановки, уточняются меры по защите персонала и ликвидации ЧС.

В соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС вводятся и наращиваются силы и средства для проведения АСР, в ходе которых проводят:

розыск пострадавших, извлечение их из завалов горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуацию (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (опасных мест);

оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;

локализацию очага поражения, ликвидацию пожаров, разборку завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся до полного их завершения. При необходимости председатель КЧС (руководитель работ на участке) организует смену и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах.Председатель КЧС объекта осуществляет общее руководство формированиями и проведением мероприятий в структурных подразделениях с пункта управления объекта или непосредственно на участках работ.

В этом случае руководит работой комиссии в пункте управления заместитель председателя комиссии — начальник отдела ГО и ЧС.

При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.

Связь является основным средством, обеспечивающим управление службами, формированиями и структурными подразделениями объекта. Она осуществляется в соответствии с решением председателя КЧС и указаниями начальника отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по связи вышестоящих КЧС.

В ходе работ организуется комендантская служба, охрана материальных ценностей, учет пострадавших и погибших. Медицинская помощь пострадавшим оказывается в порядке само- и взаимопомощи, силами медицинского персонала формирований, на медицинском пункте объекта и в ближайших лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения.

На втором этапе решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия. Проводятся работы по восстановлению энергетических и коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения. Осуществляется санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция одежды и обуви, транспорта, техники, дорог, сооружений, территорий объекта. Создаются необходимые условия для жизнеобеспечения пострадавшего населения, сохранения и поддержания здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зонах ЧС и при эвакуации (временном отселении).

Билет 35 Мероприятия относящиеся к экстренным мерам по защите персонала объекта.

Смотреть билет 34 вторая часть

Билет 36 Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуированного населения

Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся под руководством КЧС местных территориальных органов власти с привлечением КЧС объектов, они включают:

временное размещение населения, оставшегося без крова;

обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;

создание условий для нормальной деятельности предприятии коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;

организацию учета и распределения материальной помощи;

проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний;

расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую комиссию по ЧС и органы управления ГО и ЧС.

Билет 37 установление пределов допустимого воздействия на природную среду.Вопрос-жопа!!!!(может быть неверным ибо ничего в нете нет так что можно из следующего сюда рассказать)

Комфортное состояние жизненного пространства по показателям освещения и микроклимата достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критерия комфортности устанавливают соблюдение нормативных требований к естественному и искусственному освещению помещений и территорий.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрацию веществ и потоки энергий. Практически вся производственная деятельность человека оказывает воздействие на природу. В результате в окружающей среде происходят количественные и качественные изменения, из которых негативные можно условно подразделить на две категории: нарушения и загрязнения. Загрязнение — это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических агентов, или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентрации перечисленных агентов в среде, нередко приводящее к негативным последствиям. Кроме того, загрязнение приводит к увеличению концентрации физических, химических, информационных и биологических агентов сверх недавно наблюдавшегося количества (например, помутнение речных вод после дождя)..В Российской Федерации управление качеством окружающей среды основано на системе природоохранных норм и правил, которая является средством сочетания хозяйственной деятельности природопользователей и требований охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Природоохранные нормы и правила следует рассматривать как систему стандартизированных регламентов, соблюдение которых должно обеспечить охрану природных комплексов, воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира с целью их сохранения и создания благоприятных условий среды обитания живого организма, а также рациональное использование природных ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса. Нормирование качества окружающей среды является центральной идеей Закона РФ об охране окружающей природной среды, суть которого определена статьей 18 Конституции РФ, которая гласит "В интересах настоящего и будущего поколений в РФ принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды".Роль нормативов качества окружающей природной среды сводится, с одной стороны, к оценке ее качества, с другой — к установлению лимитов на источники вредного воздействия. Все нормативы качества являются экологическими нормативами, поскольку определяют качество природной среды. Нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на медицинский, технологический и научно-технический показатели. Медицинский показатель определяет пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе. Технологический — характеризует способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни. Научно-технический — определяет возможность научно-технических средств контролировать соблюдение воздействия на компоненты природной среды и человека. Нормативы предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду утверждаются компетентными органами, которыми в нашей стране являются Министерство здравоохранения Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные и комплексные.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды. С учетом такой роли нормативов ПДВ важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Если нормативы ПДК используются в природоохранительной практике России давно (применительно к водным объектам с конца 30-х гг., атмосферы - с начала 50-х гг.), то регулирование сброса сточных вод осуществлялось по Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, принятым в 1974 г., а необходимость установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу была предусмотрена лишь в 1980 г. Это означает, что продолжительное время в механизме обеспечения нормативов качества окружающей среды отсутствовали важнейшие инструменты. Санитарно-гигиенические нормативы — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия.В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

Билет 38 Взаимосвязь ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической характеристики среды

Санитарно-гигиенические нормативы — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).26 Закона нормативы ПДК вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды. Первые нормы ПДК вредных веществ для питьевой воды были утверждены в 1939 г.ПДК вредных веществ по атмосферному воздуху впервые были введены в 1951 г.для 10 вредных веществ, к 1991 г.Впервые нормы ПДК вредных веществ в почве стали вводиться в 1980 г.В настоящее время они установлены для 109 вредных веществ. Росгидромет имеет сеть наблюдательных постов и станций, где совместно с санитарно-эпидемиологической службой РФ осуществляет программу наблюдений над изменениями концентраций вредных веществ в городах, населенных пунктах, в водоемах, атмосфере, почве. Основными компонентами, загрязняющими атмосферный воздух, является пыль (твердые вещества), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода. Они составляют 98% общего объема выбросов вредных веществ, осуществляемых хозяйственной деятельностью человека. Концентрация именно этих веществ, как правило, превышает уровень ПДК во многих городах. Помимо названных вредных веществ в атмосфере городов и поселков наблюдается более 70 наименований других вредных веществ. Нормативы ПДК вредных веществ едины и обязательны для всех предприятий, независимо от формы собственности и подчиненности на территории России. Под радиационным воздействием понимают частный случай ионизирующего излучения, исходящего от радиоактивных веществ. Радиоактивные вещества обладают активным излучением в результате распада атомных ядер некоторых химических элементов. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ).С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.эта группа нормативов устанавливается с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных воздействий по каждому источнику загрязнения, на основе действующих нормативов предельно допустимых концентраций ПДК вредных веществ в окружающей природной среде.Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями) ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от группы источников населенного пункта даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта не создадут приземную концентрацию, превышающую предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира. Если в воздухе городов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значение ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ).Вводится поэтапное снижение показателей выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ВСВ. Установлению ВСВ предшествует работа по снижению выбросов (сбросов) вредных веществ и оздоровлению окружающей природной среды в регионах, местной администрацией, органами Госсанэпиднадзора. Совместно с органами санэпиднадзора они проводят инвентаризацию выбросов и сбросов вредных веществ, разрабатываю норматив допустимых выбросов, сбросов для каждого конкретного источника. Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве .Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям: — совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля; — повышение экономичности двигателя; — внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива.

Билет 39.Что такое мониторинг виды мониторинга. Методы контроля.Я так поняла здесь же именно про мониторинг природы.

МОНИТОРИНГ (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) - слежение за какими-либо объектами природной среды и предупреждение об их появлении, изменении и создающихся критических ситуациях (напр., повышенная загрязненность и т.п.), вредных или опасных для здоровья людей, растительных и животных организмов, природных и антропогенных объектов. По методам слежения различают: космический, авиационный, наземный, биологический (с помощью биоиндикаторов) и инструментальный мониторинг.

По классификации, предложенной академиком И. П. Герасимовым, мониторинг подразделяют на следующие уровни: биоэкологический, геоэкологический и биосферный.

Первый уровень - биоэкологический (биологический, санитарно-гигиенический, санитарно-токсикологический) мониторинг включает наблюдение:

за состоянием окружающей среды;

за степенью загрязнения природных объектов вредными веществами;

за воздействием этих загрязнителей на человека и биоту в целом (совокупность флоры, фауны и микроорганизмов);

за наличием в окружающей среде аллергенов, патогенных организмов, пыли;

за содержанием в атмосфере оксидов азота и серы, тяжелых металлов;

за качеством водных объектов, степенью их загрязнения и т. д.Объектами мониторинга являются: приземные слои атмосферы, поверхностные и грунтовые воды, почвы, промышленные и бытовые стоки и выбросы, радиоактивные излучения и отходы. Биоэкологический мониторинг осуществляют различные службы: гидрометеорологическая (метеостанции, гидропосты, обсерватории), санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая (санэпидемстанции) и др. Биоэкологический мониторинг дает экспресс-информацию о состоянии окружающей среды и очень важен для всех районов, городов, населенных пунктов. Второй уровень - системный геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг. Суть его заключается в наблюдении за изменениями в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах, в наблюдении за их продуктивностью, динамикой запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.Объектами геоэкологического мониторинга служат: исчезающие виды растений, животных, микроорганизмов, природные эко- и геосистемы, агросистемы, лесные насаждения, рекреационные системы. Наблюдения ведутся на географических стационарах и специальных полигонах (тестовых участках). Тестовые участки предназначены для контрольных измерений и наблюдений, на них разрабатываются тесты (индикаторы) ПДК, ПДВ, ПДУ, ПДЭН, биологической продуктивности, естественной способности к самоочищению и т. д. Результаты, полученные на тестовых участках, рассматриваются как типичные, характерные для данной экосистемы. Большую работу в этом направлении выполняют гидрометеорологическая служба, сельскохозяйственные опытные станции, гидромелиоративные станции и др.

Третий уровень - глобальный биосферный мониторинг. Целью этого мониторинга является контроль за состоянием окружающей среды в глобальном масштабе, наблюдение за глобально-фоновыми изменениями в природе, прогноз возможных изменений биосферы и всей географической оболочки в результате хозяйственной деятельности человека.Объектами мониторинга являются: радиационный баланс, прозрачность атмосферы и ее антропогенное изменение, мировой водный баланс и загрязнение Мирового океана, крупномасштабные изменения в биогеохимических циклах элементов и веществ (CO2, O2, N, P, S, H2O и др.), энергообмен географической оболочки с космосом, мировая миграция птиц, животных, растений и насекомых, изменение климата на планете и др.В целях проведения фоновых наблюдений по всему миру создается сеть биосферных заповедников, на территории которых запрещается производственная деятельность, представляющая опасность для всего живого.

Различают биологический контактный дистанционный методы регулирования

Биологический осуществляется при помощи при помощи биоиндикаторов.

Биоиндикация- это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и сообществ.

Так радиоактивное загрязнение можно определить по состоянию хвойных пород деревьев.Если в лесу на стволах деревьев отсутствуют лишайники значит там избыток сернистого газа.Биоиндикация позволяет во время выявить ещё не опасный уровень загрязнения и принять меры по восстановлению экологического равновесия окружающей среды.

Дистанционные методы используются в основном для ведения глобального мониторинга. Размещение приборов в труднодоступных местах аэро- и космическая съемка. Так аэрофотосъемку часто используют как эффективный метод ля определения масштаба загрязнения при разливе нефти.

Контактные методы используются для мониторинга отдельных компонентов окружающей среды.почвы воды воздуха.Почвенный мониторинг определяет уровень кислотности.