logo
BZhD_ZAChYeT_33_33_33_33_33_33

Билет 32 Основные группы чрезвычайных ситуаций природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие:

геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);

геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);гидрологических явлений (например, наводнение);морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т. д.);явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).ЧС природного характера делятся на: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические и космические

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений.

Землетрясение – одно из наиболее страшных стихийных бедствий. Ему принадлежит первое место по причиняемому ущербу и числу человеческих жертв. Пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов.

Получив информацию или почувствовав первые толчки, необходимо:

- быстро покинуть здание;

- на втором и последующем этажах встать в проем входной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами;

- держаться дальше от стен, заборов, столбов.

Категорически запрещается пользоваться лифтом, зажигать спички, свечи.

Наводнение – это временное затопление суши водой в результате обильных осадков, интенсивного таяния снега, нагонных ветров у морских побережий, подводных землетрясений, когда возникают гигантские волны – цунами. По количеству человеческих жертв и материальному ущербу наводнения занимают второе место после землетрясений.

При угрозе наводнения необходимо постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий, своевременно доводить ее до окружающих, материальные ценности перенести на верхние этажи.

Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, обрывает провода, валит столбы, топит суда, повреждает транспортные средства, вызывает аварии на энергетических сетях. Скорость ветра при урагане составляет более 30 метров в секунду и по своему пагубному действию он приближается к землетрясению.

Получив штормовое предупреждение, необходимо закрыть окна, двери, чердачные помещения, потушить огонь в печах и подготовить фонари, свечи, лампы, постоянно прослушивать информацию. На открытой местности лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

При ЧС природного характера необходимо помнить, что легче предупредить, чем в последующем бороться с ЧС. Поэтому в практике большое внимание уделяется прогнозированию возникновения ЧС.

Билет 33 Организационные уровни и подсистемы РСЧС

В соответствии с федеральным законом от 11 ноября 1994 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в России функционирует ЕДИНАЯ РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ РСЧС, которая располагает органами управления силами и средствами для того чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катострафических аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие. Основная цель РСЧС- объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких принципах:

1)Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС

2)Соблюдение принципа предупредительной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС

3) Приоритет отдается профилактической работе

4)комплексный подход при формировании системы т е учет всех видов ЧС всех стадий их развития.

5)построение системы на правовой основе с реализацией прав и обязанностей

Имеет 5 уровней:

1)федеральный

2)региональный

3) территориальный

4) местный

5) объектовый

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются Положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет:

координирующие органы;

постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС);

органы повседневного управления;

силы и средства;

системы связи, оповещения, информационного обеспечения;

резервы финансовых и материальных ресурсов.

на федеральном уровне – МЧС России;

на региональном – региональные центры;

на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГОЧС, создаваемые соответственно при органах исполнительной власти и местного самоуправления. Органами повседневного управления являются:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Основу РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; объектов экономики. Руководство всей системой РСЧС министерство по делам ГО и ЧС и ликвидации всех стихийных бедствий МЧС РФ.

Силы и средства РСЧС подразделяются на

  1. силы и средства наблюдения и контроля

  2. силы и средства ликвидации последствий ЧС

Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционирует в трех режимах:

повседневной деятельности;

повышенной готовности;

чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, и эпифитотий.

Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых. мирное время оповещение населения о возможности возникновения ЧС или непосредственно о ЧС и перевод РСЧС в различные режимы функционирования осуществляется по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». По этому сигналу надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать сообщение местных органов власти или управления по делам ГОЧС. В последующем действовать в соответствии с указаниями, изложенными в речевой информации.