1.5. Устойчивое развитие и природопользование
Природные ресурсы России - земельные, водные, лесные, минеральные, биологические, рекреационные, территориальные и др. - являются ценнейшим достоянием нынешнего и будущих поколений. Их рациональное использование представляет собой важнейшую социальную, экономическую и социальную задачу, решение которой прямо направлено на сохранение природной среды, биосферы как основы жизни на планете. Эти положения заложены в основу при разработке проекта стратегии устойчивого развития России. Концепция перехода страны к устойчивому развитию ориентирована на обеспечение сбалансированного решения задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений россиян. В этом документе вводится понятие устойчивого развития как стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы и обеспечивающего непрерывный прогресс общества. В документе подчеркивается, что устойчивое развитие — категория планетарная, относимая в полной мере к цивилизации в целом. В отдельно же взятой стране, регионе устойчивое развитие возможно в качестве компонента устойчивого развития всей цивилизации.
Одной из центральных задач устойчивого развития является формирование экономики, не разрушающей биосферу, находящейся в пределах экологической емкости геосистем (ландшафтов). Биосфера при этом рассматривается не как источник естественных ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого является обязательным условием социально-экономического развития. Подобное развитие должно быть сопряжено с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства, в том числе и экологической.
Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества, государства и природы от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий на окружающую природную среду. Согласно проекту государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, любая хозяйственная или иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должна регламентироваться государством с позиций обеспечения экологической безопасности.
Главной целью стратегии природопользования признано создание оптимальных условий для эффективного использования природных ресурсов, сбалансированного с потребностями общества, а также обеспечения необходимого уровня воспроизводства и охраны природно-ресурсного потенциала. Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач, в том числе и осуществление обоснованного разграничения в области управления природопользованием между разными уровнями органов власти - федеральными, региональными и органами местного самоуправления. При этом управление природопользованием должно иметь региональную направленность и реализовываться на принципах комплексного использования природно-ресурсного потенциала отдельных территорий, с учетом интересов местного населения и особенностей традиционного природопользования. Успешность перехода России к устойчивому развитию непосредственно зависит от региональной и межрегиональной конкретизации мероприятий государственной стратегии. Стратегия предполагает создание для каждого региона на основе общих установок собственной концепции устойчивого развития, учитывая специфику местных условий. Например, для Арктического региона необходимо предусмотреть обеспечение особого режима природопользования в связи с малой экологической емкостью его природной среды.
Новые критерии, вытекающие из необходимости перехода к устойчивому развитию, выдвигают соответствующие требования к формированию, трансформации и развитию территориальных производственных систем, к такому природопользованию, при котором региональные производственные системы должны быть безотходными или же отходы одного производства служили бы сырьем для другого. Все это должно значительно улучшить экологическую ситуацию во многих регионах России.
В регионах с относительно высокой экологической напряженностью экологическая емкость местных ландшафтов в значительной мере исчерпана, и там необходимо частичное изменение структуры природопользования с учетом внедрения новых экологически безопасных технологий, строительство очистных сооружений, восстановление и рекультивация нарушенных ландшафтов. Особо следует обратить внимание на положение в Концепции устойчивого развития, согласно которому для ряда регионов страны хозяйственное освоение (преимущественно промышленное) новых территорий признано нецелесообразным. В первую очередь это относится к Арктическому региону, поскольку сохранившиеся там экологические ресурсы представляют собой бесценный резерв для поддержания экологического равновесия.
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- 1. Методологические аспекты регионального природопользования
- 1.1. Объекты и субъекты природопользования
- 1.2. Место географических исследований в природопользовании
- 1.3. Экстенсивное и интенсивное природопользование
- 1.4. Рациональное и нерациональное природопользование
- 1.5. Устойчивое развитие и природопользование
- 1.6. Территориальные биосферные ресурсы в природопользовании
- 1.7. Культурный ландшафт и природопользование
- 1.8. Эколого-географическое положение и природопользование
- 1.9. Основные виды и типы природопользования
- 2. Региональные проблемы природопользования
- 2.1. Север России
- 2.2. Центральный район
- 2.3. Северо-Западный район
- 2.4. Центрально-Черноземный район
- 2.5. Волго-Вятский район
- 2.6. Поволжский район
- 2.7. Северный Кавказ и Предкавказье
- 2.8. Урал и Приуралье
- 2.9. Юг Западной Сибири
- 2.10. Юг Восточной Сибири и Байкальский район
- 2.11. Дальний Восток
- 3. Природопользование на морских акваториях
- Словарь терминов по региональному природопользованию