Анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО "Азнакаевский завод Нефтемаш"

курсовая работа

1.3 Методика проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью, выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии. По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков (рис. 1).

Рис. 1 Основные формы анализа прибыли в зависимости от целей его проведения на предприятии

По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования. Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансовой. Кроме того, проводится факторный анализ формирования прибыли. Цель - выявление резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и тому подобного.

По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:

- анализ прибыли по предприятию в целом, предметом изучения которого является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений;

- анализ прибыли по структурному подразделению;

- анализ прибыли по отдельной операции (по отдельным коммерческим сделкам, операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями, другим операциям).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный анализ прибыли проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе.

Тематический анализ прибыли ограничивается отдельными аспектами ее формирования или использования. Тематикой анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли.

По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли. Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли осуществляется за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.

Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статистике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- сравнительный анализ;

- анализ рисков;

- анализ коэффициентов;

- интегральный анализ.

Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального анализа:

- сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями предшествующего периода;

- сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года;

- сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов.

Все виды горизонтального анализа прибыли дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных показателей.

Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального анализа:

- структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным видам деятельности;

- структурный анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции;

- структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием;

- структурный анализ активов;

- структурный анализ капитала;

- структурный анализ распределения или использования полученной прибыли.

Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного анализа:

- сравнительный анализ показателей уровня прибыли данного предприятия и среднеотраслевых, его цель - оценка своей конкурентной позиции по уровню хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности производственной деятельности;

- сравнительный анализ показателей прибыли данного предприятия и предприятий - конкурентов;

- сравнительный анализ показателей прибыли отдельных структурных подразделений предприятия;

- сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли, его цель - контроль процесса текущего формирования и использования прибыли и внесение необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ уровня риска неотделим от анализа уровня прибыли по операциям всех сфер деятельности предприятия - производственной, инвестиционной и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности, следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. Под хозяйственным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности, условий осуществления отдельных видов деятельности предприятия. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получить широкое использование в процессе управления прибылью предприятия.

Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов:

- коэффициенты рентабельности, определяющие эффективность формирования прибыли предприятия (коэффициент рентабельности активов, коэффициент рентабельности собственного капитала, коэффициент рентабельности операционных активов, коэффициент валовой рентабельности реализации продукции, коэффициент рентабельности инвестиций);

- коэффициенты эффективности распределения прибыли, определяющие степень оптимальности распределения и использования полученной предприятием прибыли (коэффициент налогообложения прибыли, коэффициент чистой прибыли, коэффициент капитализации прибыли, коэффициент потребления прибыли, коэффициент инвестирования прибыли);

- другие группы финансовых коэффициентов, характеризующие отдельные аспекты формирования прибыли предприятия (коэффициент платежеспособности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости активов).

Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования.

Анализ рентабельности предприятия проводят с помощью расчетов следующих финансовых коэффициентов - коэффициентов рентабельности:

1. Коэффициент рентабельности собственного капитала.

(1)

Данный коэффициент показывает величину чистой прибыли, приходящейся на каждый рубль собственного капитала.

2. Коэффициент рентабельности инвестиций.

(2)

Данный коэффициент отражает величину чистой прибыли, приходящейся на один рубль инвестиций. При этом под инвестициями понимается весь авансированный капитал, т.е. собственный и долгосрочный заемный капитал.

3. Коэффициент рентабельности активов.

(3)

Данный коэффициент отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов предприятия.

4. Коэффициент рентабельности необоротных активов.

(4)

Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль необоротных активов.

5. Коэффициент рентабельности оборотных активов.

(5)

Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль оборотных активов.

6. Коэффициент рентабельности чистого оборотного капитала.

(6)

Под чистым оборотным капиталом понимается разница между краткосрочными активами и краткосрочными обязательствами. Коэффициент рентабельности чистого оборотного капитала характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала.

7. Коэффициент рентабельности продаж.

(7)

Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на один рубль объема реализации (продаж).

8. Коэффициент рентабельности реализованной продукции.

(8)

Данный коэффициент характеризует величину прибыли от реализации продукции, приходящейся на один рубль полных затрат.

Показатели рентабельности (реализации (продаж), активов и инвестиций) находятся под воздействием различных факторов. Оценить степень их влияния позволяет, соответственно, факторный показатель рентабельности предприятия, который включает факторный анализ реализации (продаж), факторный анализ активов и факторный анализ инвестиций.

Анализ влияния изменения цены и себестоимости продукции на рентабельность реализации можно проанализировать с помощью метода цепных подстановок в три этапа:

1) расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации;

2) расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости реализации;

3) расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате общего влияния двух факторов.

1. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации:

Д рентабельности реализации (продаж) = (выручка от реализации в отчетном периоде - себестоимость в базисном периоде) / выручка от реализации в отчетном периоде - (выручка от реализации в базисном периоде - себестоимость в базисном периоде) / выручка от реализации в базисном периоде.

При расчете данного показателя предполагается, что себестоимость реализованной продукции отчетного периода равна себестоимости реализованной продукции базисного периода. Выручка от реализации отчетного периода отличается от выручки от реализации базисного периода.

2. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости реализованной продукции:

Д рентабельности реализации (продаж) = (выручка от реализации в отчетном периоде - себестоимость в отчетном периоде) / выручка от реализации в отчетном периоде - (выручка от реализации в отчетном периоде - себестоимость в базисном периоде) / выручка от реализации в отчетном периоде.

При расчете данного показателя предполагается, что себестоимость реализованной продукции отчетного периода отличается от себестоимости реализованной продукции базисного периода. Выручка от реализации отчетного периода равна выручке от реализации базисного периода.

3. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате влияния двух факторов (изменения выручки от реализации и изменения себестоимости реализованной продукции):

Д рентабельности реализации (продаж) = Д рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации + Д рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости.

Анализ влияния изменения оборачиваемости активов и рентабельности реализации (продаж) на рентабельность активов включает три этапа:

1) расчет изменения рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости;

2) расчет изменения рентабельности активов в результате изменения рентабельности реализации (продаж);

3) расчет изменения рентабельности активов в результате общего влияния двух факторов.

1. Расчет изменения рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости:

Д рентабельности активов = (оборачиваемость активов в отчетном периоде - оборачиваемость активов в базисном периоде) * рентабельность реализации (продаж) в отчетном периоде.

2. Расчет изменения рентабельности активов в результате изменения рентабельности реализации (продаж):

Д рентабельности активов = оборачиваемость активов в отчетном периоде * (рентабельность реализации (продаж) в отчетном периоде - рентабельность реализации (продаж) в базисном периоде).

3. Расчет изменения рентабельности активов в результате общего влияния двух факторов:

Д рентабельности активов = Д рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости + Д рентабельности активов в результате изменения рентабельности реализации (продаж).

Таким образом, в процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Анализ рентабельности подразумевает расчет финансовых коэффициентов - коэффициентов рентабельности.

Делись добром ;)