4. Очистка воды для автомоек и сервисных центров
загрязнение автомобиль природный двигатель
Без систем очистки воды не может обойтись даже самая небольшая автомойка. Спрос у предпринимателей и специализированных сервисных предприятий на подобного рода оборудование объясняется тем, что оно позволяет экономить до 90% объема расходуемой воды. После прохождения воды через несколько фильтров, ее можно без опаски сливать в городскую канализацию, что является одним из главных требований, предъявляемых властями к специализированным автомойкам.
Это ощутимая экономия воды, расходуемой автотранспортными предприятиями на мойку автомобилей, относится к общему расходу на весь парк транспортных средств, но, рассматривая пути экономии воды при мойке автомобилей, необходимо учитывать и то, что не менее важным в этом направлении является достижение значительного снижения удельного расхода воды на мойку одного автомобиля в сутки. Следует признать, удельный расход воды у нас в стране остается пока значительным. Такое положение приводит к увеличению капитальных вложений на строительство систем оборотного водоснабжения и очистных сооружений, так как требуются большие емкости для отстоя воды после мойки автомобилей и соответственно более мощное оборудование. Пропорционально этому возрастают затраты на их эксплуатацию.
В системе мер по снижению удельного расхода воды на мойку автомобилей важное место принадлежит применению синтетических моющих средств. Для достижения удовлетворительного качества мойки автомобилей водяной струей расходуется большое количество воды. Так, в среднем при давлении воды 1,5 МПа расход на один легковой или грузовой автомобиль составляет от 200 до 250 л, а на автобус -- 300-400 л. При низком давлении расход воды может увеличиться в 2-3 раза. Поиск эффективных средств, которые могли бы уменьшить расход воды и улучшить качество мойки автомобилей, привел к тому, что стали применяться синтетические моющие средства с высоким содержанием поверхностно-активных веществ (ПАВ). Применение моющих средств позволяет уменьшить расход воды как раз в 2--3 раза и значительно улучшить качество мойки автомобилей.
Положительным примером в этом деле может служить внедрение оборотного водоснабжения в московских таксомоторных парках и автокомбинатах Управления легкового автомобильного транспорта Мосавтолегтранс.
По данным научно-исследовательского и проектно-изыскательского института Мосводканалниипроект только на мойку автомобилей в Москве ежесуточно расходуется 55 тыс. мі питьевой воды, прошедшей дорогостоящую обработку на водопроводных станциях или подаваемой из артезианских скважин. За год расход воды по всем московским АТП достигает 17 млн. мі. В связи с этим промышленные, в том числе и автотранспортные предприятия переводятся на систему повторного и оборотного водоснабжения.
Система оборотного водоснабжения, как правило, включает в себя сборник-резервуар сточной воды, откуда она насосами подается в фильтры очистки от взвешенных частиц и нефтепродуктов. После фильтрации очищенная вода поступает в сборник-резервуар чистой воды, из которого она забирается насосами для расхода на промышленные цели и для мойки автомобилей. В данной схеме оборотного водоснабжения повторное использование воды для мойки может производиться, минуя сборник к резервуару чистой воды, и прямо подаваться насосом к моечной машине. Необходимым условием эффективного применения CMC является приготовление моющего раствора в подогретой до 40°С воде. В связи с этим моечный пост (моечное отделение) должен быть обеспечен горячей водой в требуемом количестве.