Учение о биосфере
Термин биосфера ввел Э.Зюсс в 1875 г. Но особая роль в развитии учения о биосфере – оболочке Земли, строение и организованность которой обусловлены жизнедеятельностью организмов, принадлежит В.И. Вернадскому. Созданный им труд «Биосфера» в 1926 году, получил признание в 60-х годах 20 века.
Весь этот труд пронизан идеей взаимодействия не только земных но и космических тел и явлений.
Вернадский раскрывает ведущую роль живых организмов в трансформации солнечной энергии и преобразовании веществ, слагающих наружные оболочки Земли.
Остановимся на ключевых положениях учения о биосфере, используя работы не только Вернадского, но и современных авторов.
В составе биосферы различают:
-
живое вещество - образовано совокупностью организмов;
-
биогенное вещество - создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др.);
-
косное вещество - образуется без участие живых организмов (основные породы, лава, метеориты);
-
биокосное вещество – образуется при совместном результате жизнедеятельности организмов и абиотических процессов (почвы);
-
радиоактивное вещество;
-
рассеянные атомы;
-
вещество космического происхождения.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Основы экологии
- I. Программа курса
- II. Содержание курса Введение
- Элементы аутэкологии
- Организм
- Способы питания живых организмов
- Окружающая среда
- Основные закономерности действия экологических факторов
- Элементы демэкологии (популяционной экологии)
- Популяция
- Взаимодействие между популяциями разных видов (по Одуму 1986, с изм.)
- Экологическая система и биогеоценоз
- Компоненты экосистем
- Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах
- Искусственные экосистемы
- Учение о биосфере
- Свойства, строение и роль биосферы
- Функции живого вещества
- Круговорот веществ в биосфере
- Круговорот веществ в природе
- Глобальные экологические проблемы человечества на современном этапе
- Демографический взрыв
- Энергетический кризис
- Кислотные осадки
- Парниковый эффект
- Нарушение озонового экрана
- Загрязнение Мирового океана
- Устойчивое развитие
- Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
- Классификация природных ресурсов
- Принципы рационального природопользования
- Основные направления рационального природопользования
- Экологические кризисы в развитии биосферы и цивилизации (Реймерс н.Ф., 1992).
- Загрязнение атмосферы. Мониторинг. Экозащитная техника и технологии Состав и значение атмосферы
- Загрязнение атмосферы
- Химическое и пылевое загрязнение
- Выбросы в атмосферу ( млн т)
- Физическое загрязнение атмосферы Радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы
- Антропогенные шум, вибрация и электромагнитные воздействия
- Биологическое загрязнение атмосферы
- Оценка загрязнения атмосферного воздуха на человека и окружающую среду. Пдк
- Пдк распространенных загрязнителей, их класс опасности
- Выбросы вредных веществ в атмосферу
- Методы и технологии очистки выбросов в атмосферу
- Улавливание аэрозольных частиц
- Улавливание газообразных вредных веществ
- Источники загрязнения водных бассейнов и экологическая техника и технологии при защите воды Распределение воды на Земле, круговорот воды
- Распределение воды в биосфере
- Источники загрязнения воды
- Экологическая техника и технологии при защите воды
- Способы очистки сточных вод
- Источники загрязнения литосферы. Экозащитная техника и технологии, используемые для защиты почвенных ресурсов Состав и строение почвы
- Воздействие человека на почву и литосферу в целом
- Процессы, влияющие на состояние почвы и ее плодородие
- Охрана и защита почв, недр, верхнего слоя литосферы
- Основы экологического права и экономики природопользования
- 3. Указы и распоряжения Президента рф и постановления Правительства рф.
- 4. Нормативные акты министерств и ведомств
- Ответственность за экологические правонарушения
- Государственные органы охраны ос
- Органы специальной компетенции:
- Экологический контроль
- Основы экономики природопользования и охраны ос
- III. Порядок выполнения письменной работы
- IV. Теоретическое задание
- V. Расчетное задание
- VI. Вопросы к дифференцированному зачету
- VII. Рекомендуемая учебная литература
- VIII. Список Использованной литературы
- Содержание
- 190031, СПб, Московский пр., 9.