2.3 Токсикология
Разработала Елистратова И.А.
Форма проведения – семинар.
Цель – изучение основ экологической токсикологии.
Теоретические основы. Какое вещество можно назвать вредным, т. е. ядом и есть ли абсолютно безвредные вещества? Парацельс говорил: «Все есть яд и ничто не лишено ядовитости». Эффект воздействия зависит от количества или концентрации. Одно и то же вещество может быть и необходимым для жизни, и лекарством, и ядом в зависимости от количества и условий его взаимодействия с организмом. Химические вещества попадают в организм человека и других живых существ из воздуха в процессе дыхания, из пищи и жидкости в процессе их поглощения, а также во время прямого контакта. В силу устойчивости и биоаккумуляции многих химических веществ в окружающей среде их воздействие на человека может продолжаться достаточно долго и иметь соответствующие негативные последствия как для здоровья человека, так и для состояния экосистем.
Задание 1. По предварительной договоренности необходимо найти информацию для коллективного заполнения таблицы (см. таблицу). Каждый студент или группа выбирают один токсикант. Основные химические вещества, которые, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляют наибольшее беспокойство с точки зрения воздействия на здоровье людей и состояние окружающей среды представлены в таблице (ист. Справочник по управлению в области охраны окружающей среды / Под редакцией Андрея Штайнера, Генриеты Мартонаковой и Сузаны Гузиовой. Изд. Регионального бюро ПРООН для стран Европы и СНГ. – Киев, 2003).
Необходимо найти информацию об источниках и путях поступления в окружающую среду, наличие биоаккумуляции и биоусиления. Привести известные примеры воздействия на организм человека, растений животных.
Вещества | Источники | Последствия | Примеры |
Эвтрофные вещества (азот и фосфор) |
|
|
|
Свинец |
|
|
|
Ртуть |
|
|
|
Кадмий |
|
|
|
Мышьяк |
|
|
|
Никель |
|
|
|
Полихлорированные бифенилы (ПХБ) |
|
|
|
Диоксины |
|
|
|
Полихлорированные углеводороды (ПХУ) |
|
|
|
Поливинилхлорид (ПВХ) |
|
|
|
Хлорфторуглероды (ХФУ) и бромфторуглероды |
|
|
|
Асбест |
|
|
|
Стиральные порошки и другие детергенты (основные составляющие элементы моющих средств фосфаты, карбонат натрия, силикат натрия, цеолиты) |
|
|
|
Пестициды |
|
|
|
- Содержание
- Введение
- 1 Содержание самостоятельной работы
- 1.3 Популяция, ее структура и динамика
- 1.7 Кибернетическая природа экосистем
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 1.8 Учение о биосфере
- Классификация биотических взаимодействий популяций двух видов
- Литература
- 2.2 Теории возникновения жизни
- 2.3 Токсикология
- Литература
- 2.4 Расчёт нормативов образования отходов при эксплуатации личного автотранспортного средства
- Сводная таблица по отходам
- Отход "Аккумуляторы свинцовые отработанные
- Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух
- Варианты заданий к задаче 1
- Литература
- Варианты заданий к задаче 2
- 2.6 Экологический след
- Литература
- 2.7 Природные ресурсы и их классификация Рациональное использование природных ресурсов
- Литература
- 2.8 Альтернативная энергетика
- Литература
- 2.9 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды
- Литература
- 2.10 Экологическая маркировка
- Литература
- 2.11 Пределы роста
- Литература
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература