2.6 Экологический след
Разработала Кузьмина И.А.
Форма проведения – семинар.
Цель: методом тестирования определить собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.
Теоретические основы. Бурное развитие экономик многих европейских стран, США, Китая, Индии, а также рост мирового населения привели к серьезному увеличению потребления природных ресурсов нашей планеты.
Понятие «экологический след» (ecological footprint) было впервые использовано в 1992 году Уильямом Рисом. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить, сколько земельных и водных ресурсов используется человеком (городом, регионом, бизнес-организацией) для производства, потребления и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг. С помощью полученных показателей можно понять, не перерасходуются ли природные ресурсы, то есть, не растрачивается ли их больше, чем наша планета способна произвести.
«Экологический след» показывает, какое количество биологически продуктивной земли, а также водной поверхности, необходимо чтобы поддержать уровень жизни конкретного человека или государства. Единица измерения – глобальный гектар.
Задание 1. Рассчитайте свой личный экологический след. Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа: см. таблицу. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.
Подводим итоги:
Разделите полученный результат на 100, и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец - 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0,7 га (0,4 планеты). Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).
Почему поднимается проблема уменьшения «экологического следа»? Ответ прост: между воздействием на планету и сохранением биоразнообразия существует прямая связь. Когда более 1/3 территории суши Земли глубоко трансформировано, почти все крупные хищные млекопитающие (например, дикие кошки), птицы и растительноядные животные оказываются под угрозой исчезновения. Последствия этого для биосферы и человека опаснее самого страшного мирового финансового кризиса.
Именно поэтому в последние годы наряду с традиционной задачей сохранения природного биологического разнообразия у нас появилась и вторая, равная по значению цель – уменьшение «экологического следа» человека в таких пределах, при которых биосфера может компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость.
Задание 2. Укажите, как уменьшить свой «экологический след» в разных сферах повседневной жизни: жильё, энергия, транспорт, питание, вода и бумага, отходы.
1. Жилье
1.1. Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира +12
1.3. Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первые три вопроса разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме.
2. Использование энергии
2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды -10
2.5. Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5
2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10
3. Транспорт
3.1. На работу выездите городским транспортом +25
3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3. Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4. Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5. В последний отпуск вы летели самолетом +85
3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
4. Питание
4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14
4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо три раза в день +85
4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
5. Использование воды и бумаги
5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну один-два раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5
6. Бытовые отходы
6.1. Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе: +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5
Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.
- Содержание
- Введение
- 1 Содержание самостоятельной работы
- 1.3 Популяция, ее структура и динамика
- 1.7 Кибернетическая природа экосистем
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 1.8 Учение о биосфере
- Классификация биотических взаимодействий популяций двух видов
- Литература
- 2.2 Теории возникновения жизни
- 2.3 Токсикология
- Литература
- 2.4 Расчёт нормативов образования отходов при эксплуатации личного автотранспортного средства
- Сводная таблица по отходам
- Отход "Аккумуляторы свинцовые отработанные
- Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух
- Варианты заданий к задаче 1
- Литература
- Варианты заданий к задаче 2
- 2.6 Экологический след
- Литература
- 2.7 Природные ресурсы и их классификация Рациональное использование природных ресурсов
- Литература
- 2.8 Альтернативная энергетика
- Литература
- 2.9 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды
- Литература
- 2.10 Экологическая маркировка
- Литература
- 2.11 Пределы роста
- Литература
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература