6. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
6.1. Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий осуществляется специалистами проектных организаций при разработке рабочих проектов на строительство скважин, а также специалистами предприятий (организаций) по охране окружающей природной среды при разработке текущих (перспективных) планов в процессе их выполнения. Она проводится для решения следующих задач.
6.1.1. Обоснование и выбор лучшего варианта технических и технологических решений, обеспечивающих предотвращение или сокращение вредных выбросов в атмосферу и водную среду, нарушений (загрязнений) почвенного покрова и грунтов при производстве работ.
6.1.2. Определение оптимального объема и очередности проводимых природоохранных мероприятий.
6.1.3. Обоснование применения новых безотходных и малоотходных технологий, снижающих уровень нарушения природной среды.
6.1.4. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.
6.2. Определение эффективности осуществляется сопоставлением затрат на выполнение природоохранных мероприятий и величины предотвращенного ущерба в народном хозяйстве. Оно проводится в соответствии с методическими разработками [4.1 - 4.6].
6.3. В отдельных случаях при оценке экономической эффективности учитывается дополнительный эффект за счет утилизации отходов строительства скважин и их использования в народном хозяйстве. При рекультивации земель должен учитываться дополнительный эффект за счет получения продукции с восстановленных площадей.
6.4. При определении экономической эффективности природоохранных мероприятий применяются следующие разновидности показателей:
- общая экономическая эффективность;
- сравнительная экономическая эффективность;
- чистый экономический эффект.
Вид используемого показателя зависит от направления решаемой задачи в области природоохранных мероприятий [4.16].
6.5. Экологический ущерб объектам окружающей природной среды наносится на всех этапах строительства скважин.
6.5.1. При формировании территории буровой площадки, строительстве дорог, линий электропередач, трубопроводов происходит перераспределение почвогрунтов с нарушением их структуры.
6.5.2. Строительство скважин в заболоченной местности и сооружение кустовой площадки из минерального грунта приводит к изменению природного ландшафта и нарушению почвенно-растительного покрова.
6.5.3. Строительство скважин в условиях ММП и сброс отходов бурения в земляные амбары приводит к расширению границ котлованов вследствие растепления под действием теплового эффекта от отходов бурения, что способствует миграции загрязнителей.
6.5.4. Ущерб объектам природы наносят транспортная и другая техника, используемая при строительстве скважин, производственно-технологические отходы, рекреационная деятельность работников буровой.
Особую опасность для почвогрунтов, растительного покрова представляют нефть и нефтепродукты, а также минеральные воды. При этом в зонах с влажным климатом и на территориях, имеющих щелочные суглинистые почвы с высоким содержанием глин, ущерб биосфере особенно велик, т.к. отработанные буровые растворы имеют щелочную природу.
Особенно серьезны последствия техногенного загрязнения почв, водных объектов, растительного покрова, лесного фонда в районах с суровыми климатическими условиями. В связи с этим требования к техническим средствам и технологии бурения должны учитывать исходное состояние экосистемы и ее возможное изменение в процессе строительства скважин.
6.6. Ущерб, причиненный народному хозяйству изменением состояния природной среды, - это затраты и потери в стоимостном выражении, возникающие вследствие загрязнения окружающей среды, т.е. превышения содержания различных вредных веществ в окружающей среде по сравнению с ее естественным состоянием либо сверх предельно допустимых концентраций, регламентированных нормами (Приложения 2, 3, 4).
6.7. Предприятия, организации, объединения облагаются штрафными санкциями за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 [4.17].
6.8. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется в экологические фонды [3.1, ст. 20; 4.7; 4.8; 4.10; 4.11].
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ПРОЕКТА
(РАБОЧЕГО ПРОЕКТА) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"
И ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКВАЖИН
НА НЕФТЬ И ГАЗ
- Инструкция
- По охране окружающей среды при строительстве скважин
- На нефть и газ на суше
- Рд 39-133-94
- 1. Общие положения
- 2. Источники загрязнения и виды воздействия на природную
- 3. Экологические требования, предъявляемые к техническим
- 4. Природоохранные мероприятия при строительстве скважин
- 5. Организация локального мониторинга и контроля
- 6. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 1. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения
- 2. Охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения
- 3. Охрана земель, недр, животного и растительного мира
- 4. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий