logo
litvenkova_i_a_ekologiya_gorodskoy_sredy_urboekologiya / Литвенкова И

6. Физические воздействия в условиях городской среды.

Физическое загрязнение среды:

1. Акустическое воздействие (шум);

2. Вибрации;

3. Ионизирующие излучения: радиационное воздействие (потоки α,β,γ частиц); электромагнитные излучения длиной волны менее 10-7 см;

4. Неионизирующие излучения: электромагнитный спектр с длиной волны более 10-7 см. Магнитные, электрические и электромагнитные поля и излучения.

Шумовое загрязнение. Шумовое загрязнение вносят железнодорожные поезда, трамваи, автомобили, самолеты, крупные предприятия, строительные процессы и др. Воздействие шума на человека определяется уровнем и высотой звуков, составляющих шум, а также продолжительностью его воздействия.

Шум в 0 дБ (децибел) – создает зимний лес в безветренную погоду;

Шум в 1 дБ еле уловим человеком с исключительно острым слухом;

Шум в 10 дБ принимают за порог слышимости для большинства людей с нормальным слухом – шум от нормального дыхания человека;

Шум в 20 дБ создает шепот.

Отдых и сон ситаются полноценными, когда шум не превышает 25-30 дБ. Кратковременно допустим шум в 80 дБ, более сильный шум вреден. Болевой порог, за которым возможно непосредственное повреждение слухового аппарата, лежит в пределах 120-130 дБ.

Уровень уличных шумов обуславливается:

интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока;

он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

от увеличения в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости.

Нормирование шума в условиях городской среды:

При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени не вызывает изменений во всём комплексе физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма.

Уровень шума около зданий в дневное время не должен превышать 55 дБ, ночью (с 23 до 7 ч утра) – 45 дБ. Для территорий, прилегающих к санаториям и больницам значение на 10 дБ ниже, для гостиниц и общежитий на 5 дБ. В квартирах – соответственно 40 и 30 дБ.

Суммарный шум от больших транспортных потоков достигает высокого уровня (90-95 дБ) и стоит на магистралях почти круглосуточно.

В соответствии со спектральным составом шумы делятся на:

1) низкочастотные до 30 Гц – шумы, проникающие через стены, перекрытия. Допустимый уровень – 90 – 100 дБ.

2) Среднечастотные шумы – звук с частотой 300 – 800 Гц. Шумы большинства машин, станков. Допустимый уровень – 85-90 дБ.

3) Высокочастотные – звуки с частотой более 800 Гц. Это звенящие, свистящие шумы, характерные для агрегатов ударного действия. Допустимый уровень – 75-85 дБ.

Дополнительный критерий – разборчивость речи, которая должна быть удовлетворительной в условиях шумов всех трех классов. Речь произносится голосом нормальной громкости в 1,5 м от говорящего.

Мероприятия по защите от автомобильного шума.

Организационные мероприятия. К ним относится создание нормативно-методической базы в области проектирования, эксплуатации и мониторинга за шумоизлучающими объектами, а также разработка законодательных мер, обеспечивающих правовые основы деятельности организаций и лиц, контролирующих соблюдение норм по шумовому загрязнению.

Инженерно-технические мероприятия. К ним относятся конструктивные и проектные решения, предусматривающие максимальное снижение звуковой мощности оборудования.

Архитектурно-планировочные мероприятия. К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся:

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищёнными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна.

Строительно-акустические шумозащитные мероприятия. В первую очередь это экранирование источников шума. Экранами могут служить: стены из шумопоглощающего материала; нежилые здания, размещаемые между жилой застройкой и источниками шума; предприятия торговли, многоэтажные гаражи, административные здания, где установлены неоткрываемые оконные блоки, шумозащитные жилые дома. В последнем случае применяют два основных приема организации шумозащиты – планировочный и конструктивный. Шумозащитная планировка жилого дома заключается в том, что защищаемые от шума помещения размещаются только по одному фасаду, который ориентируется в сторону, противоположенную источнику шума. На обращенный в сторону источника фасад выводятся окна подсобных помещений, кухонь, лифтовых холлов, других подсобных помещений. На этот фасад допускается выводить окно одной из комнат 3-комнатных квартир и квартир с большим числом комнат. Примером конструктивных решений может служить установка шумозащитных стеклопакетов с вентиляционными клапанами.

Вибрации – малые механические колебания низкой частоты, возникающие в телах под воздействием переменного физического поля. Вибрации возникают: при движении рельсового транспорта, автомобилей; при эксплуатации метрополитенов неглубокого залегания.

По способу передачи на человека различают общую и локальную виб­рации. Локальная вибрация передается в основном на руки человека. Общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека и вызывает сотрясение всего организма. Она делится на несколько категорий: транспортная вибрации (источник – автомобили, рельсовый транспорт); транспортно-технологическая (источники – экскаваторы, бульдозеры, асфальтоукладчики); технологическая (к ее источникам относят все стационарное шумоактивное оборудование).

Нормы общей вибрации установлены в октавных диапазонах со среднегеометри­ческими частотами 2; 4; 8; 16; 31,5; 63 Гц, а локальной вибрации - 16; 32; 63; 125; 250; 500; 1000 Гц. По степени допустимого воздействия различают вибрацию на рабочих местах (воспринимаемую человеком при выполнении своих производственных обязанностей), вибрацию в жилых и общественных зданиях (создаваемую вспомогательным технологическим оборудованием и транспортом). В первом случае ПДК вибрации – это уровень, который при ежедневной работе, в течение всего рабочего стажа и в отдельные сроки жизни не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья. ПДК вибрации для жилого помещения – это уровень вибрации, который не должен вызывать у человека беспокойства и существенных показателей функционального состояния при любых сроках воздействия. Для предотвращения воздействия вибрации на организм человека применяются различные виброгасительные и демпфирующие устройства (амортизаторы, демпферы, рессоры, пружины и т.д.).

Электромагнитное загрязнение. Электромагнитные излучения создают периодически меняющиеся в пространстве электромагнитные поля, в которых переменное электрическое и магнитное поле тесно взаимосвязаны. Источники электромагнитного загрязнения в условиях городской среды условно разделяют на:

- точечные (радиостанции, телецентры);

- узловые (промышленные установки);

- линейные (линии электропередач, электрифицированные линии железных дорог).

За последние годы в городах число разнообразных источников электромагнитных полей (ЭМП) резко увеличивается. Это радиотелефоны, радары ГАИ, микроволновые печи, компьютеры и т.д. В Москве только за последние годы уровень электромагнитного загрязнения вырос в 20-30 раз. В Санкт-Петербурге интенсивность ЭМП в 1000 раз превышает внегородской уровень. Обычный уровень низкочастотного электромагнитного поля крупного промышленного города соответствует ситуации природной «магнитной бури». Наиболее чувствительные системы организма человека к ЭМП – нервная, иммунная, эндокринная и половая. Результатом продолжительного воздействия ЭМП даже относительно слабого уровня могут быть раковые заболевания, изменение поведения, склонность к развитию стрессорных реакций, потеря памяти, бессонница, астма, угнетение половой функции, аритмия, хроническая усталость и др. Значительная часть случаев инфаркта миокарда в крупных городах вызвана скачками мощных низкочастотных техногенных электромагнитных полей. Для защиты населения в условиях города устанавливается СЗЗ по обе стороны от линии электропередач (таблица 12).

Таблица 12