logo
litvenkova_i_a_ekologiya_gorodskoy_sredy_urboekologiya / Литвенкова И

Планировочная структура города. Понятие градообразующего фактора.

В создании того или иного города принимают участие различные факторы. Те факторы, которые являются основными в этом процессе и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими факторами. Соответственно, предприятия, которые явились причиной возникновения города, и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями. К ним относят промышленные предприятия (заводы, фабрики, электростанции), крупные транспорт­ные узлы, морские вокзалы и аэропорты, правительственные и науч­ные учреждения, санатории, дома отдыха и др. Учреждения и пред­приятия культурно-бытового обслуживания, работающие на градообразующую группу предприятий, называют обслуживающими. Это могут быть музеи, магазины, средние учебные заведения, предприятия мест­ной легкой промышленности и т.д.

Концепции развития планировочной структуры города:

Поясное зонирование – создание вокруг города зеленого пояса, ограничивающего разрастание городской застройки. За пределами зеленого пояса проектируется кольцо городов-спутников с собственной градообразующей базой.

Секторное развитие – расширение города вдоль сходящихся к нему радиальных направлений. В секторах между радиальными направлениями застройки сохраняются зеленые клинья.

Параллельный город – создание большого города рядом с основным с целью воссоздать в нем такие же условия общественной среды. Такая концепция впервые предложена в одном из проектов Парижской агломерации, в котором предлагалось создать «параллельный» Париж с населением 2 млн. человек.

Направленное развитие вдоль одной или нескольких специально избранных осей. Наиболее широкое применение получила концепция развития вдоль главной оси в сочетании с секторным развитием.

Планировочная структура города формируется под влиянием природных условий местности и особенностей народохозяйственного профиля города. Различают: полосовидную структуру - когда город вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья; звездчатую (многолучевую) структуру возникает в городах располагающихся в узле дорог; многоядерную структуру свойственную городу, сформировавшемуся вокруг нескольких территориально сближенных крупных объектов; компактную структуру, характерную для малых городов.

Таким образом, город и окружающий его район необходимо рассматривать как единое целое (рис. 3).

г. Москва

Концентрическая круговая модель: 1-центральный деловой район; 2-транзитная детерриториальная зона; 3-дома рабочих; 4-пригороды для среднего класса; 5-пригородная зона компенсации.

г. Лондон

Секторная модель: 1-высокорентные резиденции (жилые кварталы); 2-резиденции среднеуровневой (промежуточной) ренты; 3-низкорентные резиденции; 4-кварталы образования и рекреации; 5-район средств перевозки и сообщения; 6- индустриапьный район; 7-ядро города.

г. Санкт-Петербург

Многоядерная модель: 1-центральный деловой район; 2-район торговли, легкого производства; 3-низкорентный жилой массив; 4-среднерентный жилой массив; 5-высокорентный жилой массив; 6-район тяжелой промышленности; 7-загородный деловой район; 8-жилой пригород; 9-индустриальный пригород.

Рис. 3. Три модели пространственной городской структуры

Неотъемлемой характеристикой крупного города является сложность и многообразие пространственной структуры. В организации городского пространства выделяют следующие зоны. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный, культурный и деловой центры агломерации. Для большинства исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывающаяся в течение многих веков, радиально-кольцевая или близкая к ней планировка, постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения, широкое развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, музеев и т.д. Численность

постоянного населения непрерывно снижается. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшеюся как правило до середины XIX в. (в до-железнодорожную эпоху) и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. Эта зона перестраивается, подвергается перепланировки и приобретает функции центра. Внешняя зона города характеризуется заполнением сплошной застройки, ростом населения. Пригородная зона формируется под влиянием города и наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятельность города. Особо важное значение имеет сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородных ландшафтов. Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, служит местом производства скоропортящейся сельхозпродукции, поставщик строительных материалов (глины, песка, гравия, известняка), служит зоной отдыха, здесь размещаются многие объекты коммунально-хозяйственного комплекса города (водопроводные станции и станции аэрации, полигоны отходов, электроподстанции).