logo
Книги / Эстетика / Озеленение и обустройство автомобильных дорог

4. Рекомендации при разработке проектов предприятий и объектов автосервиса

4.1. Общие, положения.

4.1.1. Проект предприятий, объектов и комплексов автосервиса на действующих автомобильных дорогах разрабатывается на основании утвержденных генеральных схем и утвержденного в установленном порядке задания на проектирование, а при отсутствии генеральных схем на основании ТЭО или ТЭР на строительство или реконструкцию автомобильной дороги.

4.1.2. Проектирование отдельных предприятий и объектов сервиса на дорогах можно также осуществлять по заданиям соответствующих министерств и ведомств при условии согласования их с Минавтодором РСФСР.

4.2. Размещение сооружений относительно дороги

4.2.1. Размещение сооружений и комплексов обслуживания автомобильного движения и выбор площадок следует выполнять с учетом требований действующих СНиП и указаний по безопасности движения.

4.2.2. При объединении сооружений различного функционального назначения в комплексы на общей или на соседних площадках для обеспечения проезда транспорта от одного сооружения к другому устраиваются внутренние местные проезды. Связь местного проезда с основной дорогой должна быть организована через один въезд и один выезд с устройством переходно-скоростных полос.

4.2.3. Здания и сооружения обслуживания автомобильного движения и их комплексы можно располагать непосредственно у дороги или в удалении от нее в зависимости от планировочных решений населенного пункта или природных условий.

Под непосредственным расположением объекта у дороги подразумевают расположение на минимально допустимом расстоянии от проезжей части основной дороги или удалении площадки от дороги на 200-300 м с учетом ее перспективного развития и с устройством необходимых подъездов (прил. 8).

4.2.4. К сооружениям, которые, как правило, следует размещать непосредственно у дороги, относятся:

автобусные остановки;

площадки отдыха;

площадки-стоянки для автотранспорта при комплексах, а также у магазинов и общественных предприятий и зданий, которые находятся у дороги;

АЗС;

СТО;

контрольно-диспетчерские пункты;

предприятия общественного питания;

моечные пункты (в комплексе с АЗС и СТО).

4.2.5. Автостанции и автовокзалы располагают, как правило, с учетом местных пассажирских автотранспортных связей, планировочных решений населенного пункта и обеспечения удобства для населения. Поэтому они могут быть размещены как непосредственно у дороги, так и в удалении от нее. В последнем случае должен быть обеспечен свободный проезд автобусов от дороги до автостанции (достаточная ширина улиц, достаточная видимость, допустимые плановые и профильные параметры проездов). Въезд на территорию автостанции (автовокзала) и выезд устраивают раздельно. Указанные объекты должны быть обеспечены освещением.

4.2.6. Места длительного отдыха (мотели, автогостиницы, кемпинги), как правило, следует размещать в удалении от дороги, что улучшает условия отдыха, с устройством подъездных дорог от основной. Места расположения этих комплексов следует назначать в живописных и достопримечательных местах (вблизи музеев, памятников и т.п.).

4.2.7. Места размещения грузовых станций обусловлены расположением образующих точек (места перевалки и перегрузки грузов в соответствии с планировочными решениями промышленных зон населенных пунктов) и должны быть обеспечены проездами и подъездами.

4.2.8. Все сооружения и комплексы, располагаемые непосредственно у дороги, при интенсивности движения свыше 4000 авт/сут, рекомендуется размещать по обе стороны дороги отдельно для каждого направления. При этом сооружения и комплексы, устраиваемые справа по ходу движения, должны предшествовать сооружениям и комплексам, располагаемым с левой стороны движения. При строительстве односторонних комплексов должна быть учтена перспектива перевода основной дороги в высшую I категорию с разделительной полосой.

4.3. Выбор площадок для строительства сооружений

4.3.1. Типы сооружений и комплексов сооружений, предприятий и объектов сервиса и их территориальное размещение следует назначать в соответствии с генеральными схемами размещения предприятий и объектов сервиса на автомобильных дорогах и в увязке со схемами районной планировки на основании решений советов министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов.

4.3.2. После того как определен район строительств, сооружений того или иного функционального назначения или группы сооружений, выбирают площадку для строительства. Форма и размеры площадки определены генеральным планом типового проекта, а в отдельных случаях и индивидуального проекта сооружения или группы сооружений.

Выбор площадки производят и оформляют в соответствии с генпланом (в населенном пункте) или схемой районной планировки по требованиям СНиП 1.02.01-85.

Ориентировочные размеры площадок под различные объекты автосервиса и их комплексы (наиболее часто встречающиеся) приведены в прил. 7.

4.3.3. При выборе площадок под здания и сооружения обслуживания автомобильного движения, а также при их проектировании следует руководствоваться требованиями СНиП 2.05.02-85"Автомобильные дороги. Нормы проектирования", действующими указаниями по безопасности движения в части размещения зданий и сооружений относительно дороги с устройством подъездов к ним и архитектурного оформления комплексов в увязке с окружающим ландшафтом.

4.3.4. Местоположение площадки должно соответствовать функциональному назначение возводимого на ней сооружения, а размеры и конфигурация - обеспечивать размещение всех основных и подсобных помещений, оборудования, технологических трасс, внутриплощадочных проездов и подъездов с дороги, включая полосы торможения и разгона. Должно быть учтено расширение основной дороги, если это предусматривается перспективными планами.

4.3.5. Для обеспечения обслуживающего персонала необходимыми бытовыми удобствами (жилье, магазины, школы, культурно-бытовые учреждения и т.д.) комплексы целесообразно размещать у населенных пунктов.

4.3.6. При расположении комплексов сооружений обслуживания автомобильного движения в условиях, требующих жилищного строительства для обслуживающего персонала, нормы обеспечения жилой площадью принимают по действующим СНиП.

4.3.7. При стадийном строительстве комплексов выбор площадки и порядок ее застройки следует производить с учетом последующего перспективного расширения объекта. Для этого необходимо предусматривать и заблаговременно оформлять отвод необходимых площадей.

В отдельных случаях, как например при необходимости устройств в перспективе АЗС и СТО по обе стороны дороги для обслуживания каждого направления, соответствующую запасную территорию для площадки выбирают и оформляют и по другую сторону дороги.

4.3.8. Размещение площадки для автостанции в населенном пункте должно быть увязано с общей планировкой этого пункта и обеспечивать удобство сообщения с остановками других видов транспорта (железнодорожные и аэровокзалы, пристани), с учреждениями связи, культурными и административными центрами и местным транспортом.

4.3.9. При выборе участка строительства необходимо обследовать и учесть его гидрологические характеристики, условия водоотвода, канализации, возможности снабжения водой, электроэнергией, теплоснабжения, наличие существующих коммуникаций и условия подключения к ним.

В случае водозабора из открытых водоемов и сброса канализационных сточных вод в открытый бассейн необходимо иметь данные химического и бактериологического анализов воды этих водоемов.

4.3.10. При выборе площадки необходимо избегать заболоченных и подтопляемых участков, требующих больших объемов земляных или скальных работ и вызывающих значительное удорожание объекта.

4.3.11. Выбранная для строительства площадка должна быть возможно более благоприятной для озеленения. Насаждения не должны, однако, ухудшать условия видимости, а на АЗС и СТО и продуваемости территории.

4.3.12. При выборе площадки под строительство, получении технических условий для нее и при проектировании объектов необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с "Руководством по составу материалов раздела проекта (рабочего проекта) "Охрана окружающей среды", утвержденным Минавтодором РСФСР (Н., 1984). Минимальный перечень рекомендуемых к применению в проектах мероприятий по охране окружающей среды следующий:

снижение пылеоброзования при погрузо-разгрузочных работах;

рекультивация земель;

организация бессточного производства;

снижение акустического загрязнения окружающей среды;

мероприятия по охране водоемов и почв от загрязнения сточными водами на промышленных площадках;

очистка и рассеивание вентиляционных и технологических выбросов.

4.3.13. Сооружения обслуживания, размещенные на автомобильной дороге, следует обеспечивать ведомственной технологической связью. Для обеспечения связи непосредственно с дороги, что необходимо в экстренных случаях, рекомендуется устройство телефонных установок на перегонах.

Проектирование технологической связи на автомобильных дорогах выполняется по специальному заданию с учетом действующих норм и правил проектирования и эксплуатации средств связи.

В первую очередь технологическую связь следует устраивать на дорогах общегосударственного значения.

4.4. Согласования

4.4.1. Все согласования при выборе площадок и проектировании сооружений должны выполняться в соответствии со СНиП 1.02.01-85 и соответствующими указаниями Минавтодора РСФСР.

Основные согласования и порядок их проведения изложены ниже.

4.4.2. Источники водо-, тепло-, электроснабжения, связи, условия отвода сточных вод, а также места присоединения к инженерным коммуникациям определяют соответствующие службы и управления и сообщают проектной организации заказчиком в качестве исходных данных.

При строительстве самостоятельной котельной заказчик представляет разрешение Госплана РСФСР и СССР об устанавливаемом виде топлива в установленном порядке. Кроме того, заказчик представляет транспортную схему доставки материалов и конструкций.

При строительстве в городах и в населенных пунктах заказчик выдает проектной организации решение исполкома о строительстве объекта, задание на проектирование, строительный паспорт участка и АПЗ, утвержденные в установленном порядке.

4.4.3. Согласования, проводимые в период подготовки к проектированию:

при оформлении акта о выборе площадки согласовываются места водозабора, очистных сооружений, сброса сточных вод и мест присоединения сетей проектируемого комплекса к существующим инженерным сетям;

при необходимости сноса или переноса строений и сооружений райисполком выносит решение о сносе (переносе); с владельцами сооружений согласовываются условия сноса (переноса); определяется балансовая стоимость сооружения для компенсации. Оценка домов и сооружений, находящихся в личной собственности, определяется комиссией, организуемой райисполкомом по представлению заказчика, и оформляется актом;

при размещении строящихся объектов на сельскохозяйственных землях согласование выполняется в установленном порядке с землепользователями (колхозами, совхозами, лесхозами), районными и областными органами сельского и лесного хозяйства.

Постоянный отвод земель под строительство сооружений, подъездов к нему и временный - для размещения строительной базы, складов, разработки карьеров, а также резервов и отвалов грунта согласовывают раздельно. Для временно занимаемых земель должны быть получены технические условия на их рекультивацию.

С плановыми органами исполкома согласовывает возможности и условия использования местных трудовых и материальных ресурсов.

С территориальным геологическим управлением - отсутствие на площадке полезных ископаемых.

С отделениями и управлениями железных дорог МПС согласовывают примыкания подъездного железнодорожного пути и возможности перевозки грузов, места для разгрузки строительных материалов оборудования для строительства объекта; приближения строений к объектам железной дороги, пересечения инженерных коммуникаций с железными дорогами и переустройства коммуникаций МПС с получением технических условий.

С органами Министерства речного флота РСФСР и Морского флота СССР согласовывают обслуживание объекта портовыми сооружениями, пристанями и акваториями.

С территориальным управлением аэрофлота, штабом военного округа согласовывают высоты зданий и сооружений от 20 м и выше, если расстояние от аэродрома, до площадки строительства менее чем 10 км. С ними же согласовывает выбор трассы линии электропередачи, подводимой к сооружению, если напряжение больше 35 кВ и удаление от аэродрома менее чем 30 км.

С органами Министерства рыбного хозяйства СССР согласовывают места водозабора, места сброса сточных вод, технические условия на специальные мероприятия, обеспечивающие сохранность рыбных запасов (системы водоочистки, обезвреживания и разбавления сточных вод и т.п.).

С районным управлением газового хозяйства согласовывают вопросы снабжения проектируемого комплекса и его жилого поселка газом для производственных и бытовых нужд с получением технических условий на их присоединение.

С местными органами Министерства связи СССР согласовывают технические условия подключения внешних линий связи.

Со строительной организацией - генподрядчиком - согласовывают применение строительных материалов и конструкций, способов организации строительства и средств механизации работ.

С соседними предприятиями, с которыми намечается кооперация инженерного обеспечения проектируемого комплекса, согласовывают объемы и условия кооперации.

После получения всех согласований и технических условий акт выбора площадки утверждается облисполкомом.

4.4.4. Согласования, проводимые в процессе проектирования

Проекты и рабочие проекты должны быть согласованы в соответствующих инстанциях в следующих случаях: особо оговоренных заказчиком или организацией, выдавшей технические условия, если по принятым в проекте решениям имеются отклонения от выданных технических условий или действующих норм.

Мероприятия по гражданской обороне учитываются при проектировании в соответствии с техническими условиями штаба гражданской обороны.

С Бассейновой инспекцией по использованию и охране водных ресурсов согласовывают проектные предложения и схемы генплана комплексов сооружения с точки зрения соблюдения санитарных норм, допустимых концентраций выбросов в водоемы и других вопросов, связанных с использованием и охраной вод.

Окончательное согласование проекта или рабочего проекта осуществляется в советах министров автономных республик, крайисполкомах и облисполкомах с участием заказчика.

Альбом архитектурной части типовых решений павильонов на автобусных остановках/ М-во транспорта РФ. Федеральн. Автомоб. дор. служба. - М., 1996. - 63 с.