3. Проектирование лесонасаждений
3.1. Размещение снегозащитных лесных полос вдоль дорог, их ширина, конструкция, ассортимент пород типы смешения
3.1.1. Снегозащитные лесные полосы размещаются на расстоянии 15-70 м от бровки дороги. Конкретное расстояние, ширина лесных полос с закрайками и величина разрывов между лесными полосами определяются в зависимости от объема снегоприноса (табл. 6 и рис. 3.1). Сокращать расстояния, указанные в табл. 6, не допускается.
3.1.2. В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги, снегозащитные лесные полосы проектируются длиннее защищаемого участка дороги на 50-100 м. В условиях снегоприноса более 100 м3 эта величина должна быть обоснована расчетом для петров под углом более 30° с учетом расстояния между лесными полосами и защищаемым участком дороги.
3.1.3. Для обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне снегозащитные лесонасаждения размешаются в соответствии с рис. 3.2. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (Lа, Lд) должны соответствовать расчетным скоростям движений на пересекающихся дорогах и приниматься по табл. 7, а ширина примыкающей к дороге полосы, обеспечивающая боковую видимость (Lб), должна составлять 25 м (от кромки проезжей части) для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
Таблица 6
Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса
Расчетный объем снегоприноса, м3/м | Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м | Ширина разрыва между лесонасаждениями, м | Ширина полос отвода земель для лесонасаждений, м |
10-25 | 15-25 | - | 4 |
50 | 30 | - | 9 |
75 | -10 | - | 12 |
100 | 50 | - | 14 |
125 | 60 | - | 17 |
150 | 65 | - | 19 |
200 | 70 | - | 22 |
250 | 50 | 50 | 14 |
Рис. 3.1. Типовые схемы снегозащитных насаждений автомобильных дорог:
а - при объеме снегоприносе до 25 м3/м; б - до 50 м3/м; в - до 75 м3/м: г - до 100 м3/м; д - до 125 м3/м; е - до 150 м3/м; ж - до 200 м3/м; з - до 250 м3/м; 1 - кустарники низкие; 2 - кустарники высокие; 3 - деревья низкокронные; 2 - кустарники высокие; г - деревья низкокронные; 4 - деревья высококронные
Рис. 3.2. Схема обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог
3.1.4. При большой длине снегозащитной лесной полосы, проектируемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать технологические разрывы по 10-15 м через каждые 800-1000 м для прохода сельскохозяйственных машин.
3.1.5. По согласованию с землепользователями на время ухода за почвой в междурядьях и закрайках лесных полос последние могут быть без отвода земель увеличены до ширины междурядий.
3.1.6. Снегозащитные лесные полосы должны иметь плотную (непродуваемую) конструкцию. С этой целью и лесные полосы включаются низкие кустарники высотой до 2 м, высокие кустарники высотой более 2 м, низко-кронные и высококронные деревья.
Обязательным элементом каждой лесной полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка в сочетании с несколькими рядами низкокронных деревьев.
3.1.7. На основе типовых схем снегозащитных лесонасаждений (см. рис. 3.1) должны проектироваться рабочие схемы лесных полос для каждого конкретного участка. Их составляет проектная организация. В рабочей схеме определяются видовой состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также число рядов, ширина междурядий и расстояния между растениями в рядах.
3.1.8. Расстояние между рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается в размере 2,5 м, а в тяжелых условиях - 3-3,5 м. Расстояние между древесными породами и ряду принимается 1-2 м, между кустарниками - 0,5-1 м.
3.1.9. Подбор древесных и кустарниковых пород для снегозащитных лесонасаждений производят с учетом лесорастительных условий каждого конкретного участка лесонасаждении, биологических и снегозадерживающих особенностей деревьев и кустарников, а также требований, указанных в п. 1.6.
3.1.10. Рекомендуемый ассортимент древесных и кустарниковых пород для снегозащитных лесных полос автомобильных дорог указан в табл. 8 и может быть расширен на основе изучения местного опыта.
3.1.11. Породы, используемые для живых изгородей, должны хорошо переносить систематическую стрижку.
Одной из лучших хвойных пород для устройства живых изгородей является ель. Еловые изгороди обрадуют плотную преграду для снеговетрового потока, причем ель, наиболее устойчива против снеголома.
Из лиственных пород для устройства живых изгородей рекомендуются: ива белая, вяз обыкновенный, акация желтая, лещина, алыча, лох узколистный, сирень, боярышник, ирга, тамарикс. Для создания непроходимых колючих изгородей используют шиповник, боярышник, а в южных районах - гледичию.
Указанный ассортимент пород деревьев и кустарников для живых изгородей может быть расширен.
3.1.12 Живые изгороди создают из одной породы. При большой протяженности через некоторые промежутки меняют породу во избежание монотонного вида и массового повреждения грибковыми болезнями или насекомыми-вредителями.
В еловых изгородях через каждые 100-200 м следует включать перемычки длиной не менее 10 м из лиственных пород в противопожарных целях.
3.1.13. В насаждения не следует вводить березу, плодово-ягодные деревья и кустарники, а также породы, являющиеся очагом распространения грибковых болезней и насекомых-вредителей (например, барбарис - передатчик черной и линейной ржавчины зерновым культурам; крушина - передатчик корончатой ржавчины овсу).
Таблица 7
Расчетные расстояния видимости поверхности дороги
Расчетная скорость, км/ч | Ln, Lд, м, в зависимости от категории дороги | |
I-V | IIIп, IVп* | |
150 | 250 | - |
120 | 175 | - |
100 | 140 | - |
80 | 100 | - |
60 | 75 | 125 |
50 | 60 | 100 |
40 | 50 | 75 |
30 | 40 | 50 |
* Для автомобилей особо большой грузоподъемности при высоте глаза водителя 2-3 м от полотна дороги.
3.1.14. Древесные и кустарниковые породы в лесных полосах должны размещаться «чистыми» рядами, т.е. каждым ряд лесной полосы должен состоять из одной породы деревьев пли кустарников. Чередование разных пород в одном ряду как при посадке лесных полос, так и при дополнительных посадках не допускается.
3.1.15. При объемах снегоприноса 25-100 м3/м допускается проектировать насаждения с древесным ярусом из одной породы низкокронных деревьев во всех рядах с сохранением кустарниковой опушки.
3.1.16. В тех случаях, когда вдоль заносимых участков дорог имеются неудовлетворительные по конструкции, составу пород, размещению и другим признакам снегозащитные насаждения, которые нельзя исправить рубками ухода, проектом должны быть предусмотрены мероприятия по их усилению путем увеличения ширины таких насаждении или создания дополнительных лесных полос.
3.1.17. Увеличение ширины насаждений проектируется и следующих случаях: а) в насаждениях, расположенных на расстояниях от дороги, которые соответствуют объему снегоприноса, по имеющих недостаточную густоту по ярусам (насаждения без густой кустарниковой опушки или изреженные в древесном ярусе), когда рубками ухода невозможно повысить их защитные свойства; б) в насаждениях, имеющих плотную конструкцию, но расположенных на расстояниях от дороги, меньших, чем это необходимо для задержания соответствующих объемов снегоприноса.
3.1.18. Увеличение ширины насаждений производится путем посадки или посева с полевой стороны этих насаждений не более шести-семи дополнительных рядов деревьев и кустарников.
Их число определяется в зависимости от объема снегоприноса и работоспособности имеющихся насаждений. При этом исходят из необходимости обеспечить плотную конструкцию лесных полос и соответствующее объему снегоприноса расстояние от наветренной опушки насаждений до бровки земляного полотна. Расстояния между дополнительными рядами принимаются 2,5-3,5 м.
3.1.19. Плотная конструкция лесных полос создастся посадкой с полевой стороны дополнительной двухрядной кустарниковой опушки, а при изреженности имеющихся насаждений в древесном ярусе - посадкой кустарниковой опушки в сочетании с несколькими рядами низкокронных и высококронных деревьев.
3.1.20. Расстояния от первого полевого ряда повой наветренной опушки насаждений до бровки земляного полотна дороги должны быть не менее указанных в табл. 9.
3.1.21. Дополнительные лесные полосы проектируются обычно при объемах снегоприноса 100 м3/м и более в тех случаях, когда имеющиеся насаждения, расположенные на недостаточном удалении от дороги, нецелесообразно усиливать путем увеличения их ширины в связи с необходимостью посадки более шести-семи рядов деревьев и кустарников.
3.1.22. При создании дополнительных лесных полос часто возникает необходимость одновременного усиления имеющихся придорожных насаждений путем увеличения их ширины.
Типовые схемы размещения дополнительных лесных полос в сочетании с усилением существующих придорожных насаждений принимаются в соответствии с объемом снегоприноса (рис. 3.3). Величина параметров l1, l2 и d зависит от ширины существующей лесной полосы с, ее расстояния до дороги l и ширины дополнительных лесных полос а.
Рис. 3.3. Типовые схемы усиления существующих снегозащитных насаждений:
а - при объеме снегоприноса до 25 м3; б - до 50 м3/м; в - до 100 м3/м; г - до 150 м3/м; д - до 250 м3/м; 1 - кустарники низкие; 2 - кустарники высокие; 3 - деревья низко-кронные; 4 - деревья высококронные
3.1.23. Ассортимент древесных и кустарниковых пород и их размещение в дополнительных лесных полосах и при уширении существующих насаждении проектируется в соответствии с рекомендациями пп. 3.1.9-3.1.15.
Таблица 8
Рекомендуемый ассортимент пород деревьев и кустарников
Древесные и кустарниковые породы | Зона | |||
лесная | лесостепная | степная | сухостепная | |
Низкие кустарники |
|
|
|
|
Смородина золотистая | + | + | + | + |
Шиповник | + | + | + | + |
Спирея средняя | + | + | + | + |
» рябинолистная | + | + | + | + |
Дерен сибирский | + | + | - | - |
» красный | - | - | + | + |
Жимолость татарская | + | + | + | + |
Высокие кустарники |
|
|
|
|
Акация желтая | + | + | + | + |
Ива пурпурная | + | + | - | - |
Ирга круглолистная | + | + | + | + |
Вишня магалебская | - | - | + | + |
Сирень обыкновенная | + | + | + | - |
Скумпия | - | - | + | + |
Гордовина | - | + | + | - |
Клен татарский | + | + | + | + |
Тамарикс | - | - | - | + |
Лещина | + | + | - |
|
Низкокронные деревья |
|
|
|
|
Берест | - | + | + | + |
Вяз обыкновенный | + | + | + | + |
Ильм (е) | - | + | + | + |
Клен ясеиелистпый | + | + | + | + |
» полевой | - | - | + | + |
Шелковица белая (е) | - | - | + | + |
Высококронные деревья |
|
|
|
|
Сосна обыкновенная | + | + | + | + |
Тополь канадский | + | + | + | + |
» бальзамический | + | + | + | + |
» белый | - | - | + | + |
Ива белая | + | + | + | + |
Дуб черешчатый (е) | + | + | + | + |
Вяз приземистый | - | - | + | + |
Ясень ланцетный | - | - | + | + |
Ель обыкновенная | + | + | - | - |
Лиственница сибирская | + | + | + | - |
Примечание. Знаком + указывается пригодность породы для данной зоны, знаком - непригодность, буквой е пригодность только для Европейской части Советского Союза.
Таблица 9
Расстояния между бровкой дороги и полевой опушкой дополнительных лесных полос
Объем снегоприноса, м3/м | Расстояние от новой полевой опушки насаждений до бровки земляного полотна дороги, м | |
для полевой лесополосы с закрайкой | для придорожной лесополосы и двухполосных насаждениях без закрайки | |
25 | 29 |
|
50 | 39 | - |
75 | 52 | 37,5 |
100 | 64 | 37,5 |
125 | 77 | 37,5 |
150 | 84 | 37,5 |
200 | 94 | 37,5 |
3.2. Технология создания новых и усиления существующих защитных лесонасаждений
3.2.1. Агротехника выращивания снегозащитных лесонасаждений вдоль автомобильных дорог разрабатывается с учетом почвенно-климатических условий, податливости почв дефляционным процессам, засоренности и задернованности угодий.
3.2.2. Почву под лесные полосы готовят в основном по системе черного пара, а на землях, подверженных дефляции, по системе раннего пара. В лесной, лесостепной и северной части стенной зоны (включая обыкновенные черноземы) допускается закладка лесных полос по ранней зяби с проведением основной вспашки на глубину 27-30 см, с углублением пахотного слоя почвоуглубителями до 35-40 см.
3.2.3. На подзолистых или смытых почвах основная вспашка с оборотом пласта должна производиться на глубину плодородного (гумусированного) слоя, а нижний слой рыхлится почвоуглубителями на глубину 35-40 см.
Основной вспашке предшествует лущение стерни или дискование дернины на глубину 6-8 см.
3.2.4. На южных черноземах и каштановых почвах обязательно применение плантажной вспашки с одно-, двухлетним парованием или специальной мелиоративной вспашки. При достаточно влажной почве плантажную вспашку проводят осенью в качестве основной подготовки на глубину 50- 00 см с рыхлением в последующую осень на глубину 27-30 см. При недостаточной влажности основную вспашку проводят на глубину 27-30 см, а плантажирование - осенью следующего года. На почвах, подверженных ветровой эрозии, плантажную вспашку осуществляют весной.
Плантаж поднимают плугами ППУ-50А и ППН-50 в агрегате с тракторами класса 60-100 кН, а вспашку комплексных почв с солонцами - ярусными плугами ПТН-40 и ПТН-3-40.
Глубокая мелиоративная вспашка ярусными плугами на солонцеватых и солончаковатых почвах должна быть направлена на создание мощного корнеобитаемого пахотного слоя. Вследствие разрушения уплотненного солонцового горизонта, вовлечение в пахотный слой кальциевых солей при глубине их залегания от поверхности до 40 см, улучшение водно-физических свойств почвы, что способствует удалению вредных солей, образовавшихся в результате реакции обмена.
Глубину и способы мелиоративной вспашки принимают в каждом конкретном случае в зависимости от мощности надсолонцевого слоя, глубины залегания солей кальция (карбонатов и гипса), глубины залегания, качественного состава и количества легкорастворимых солей и т.д.
На почвах с близким залеганием к поверхности очень плотного карбонатного горизонта (50-70 см) проводят глубокое рыхление рыхлителями РТН-2-25, РН-60, РН-80, ОРН-2,5.
3.2.5. В целях сохранения влаги в черном пару раннем весной следующего после вспашки года проводят покровное боронование на глубину 6-8 см зубовыми боронами БЗСС-1,0 или ВЗТС-1,0 со сцепкой С-IIV в агрегате с трактором класса 14-30 кН. В течение вегетационного периода по мере прорастания сорняков осуществляют 4-5-кратную послойную культивацию пара культиваторами КПС-4, КРГ-3,6, КШ-3,6А и др., а в агрегате с зубовыми боронами БЗСС-1,0 - трактором класса 14 кН.
В лесной, лесостепном зонах и в северной степи осеннюю безотвальную перепашку пара производят плугами общего сельскохозяйственного назначений на глубину до 40 см, а в сухой степи - плантажными плугами на глубину 50-60 см.
3.2.6. На светло-каштановых почвах рекомендуется двухлетний черным пар.
3.2.7. На участках, податливых дефляции, почву готовят по системе раннего пара, начиная с весенней вспашки (после периода сильных ветров), на глубину 27-30 см плугом ПЛН-4-35 в агрегате с тракторами класса 30 кН. В течение лета культиваторами-плоскорезами КПЭ-3,8, КПУ-400 и др. с тракторами класса 14-30 кН культивируют пар 2-3 раза на глубину 10- 14 см, а осенью перепахивают на глубину 50-60 см.
3.2.8. В год закладки насаждений ранней весной проводят весеннее покровное боронование боронами БЗСС-1,0 и ВЗТС-1,0, а на средних и тяжелых по механическому составу почвах, кроме того, предпосевную или предпосадочную культивацию. Предпосевное рыхление проводится на глубину заделки семян, а предпосадочное и лесной и лесостепной зонах - на глубину 12-14 см, в степи - на 14-16 см.
3.2.9. При проектировании подготовки помпы необходимо соблюдать региональные требования, предъявляемые к выращиванию защитных лесонасаждений.
3.2.10. Посадка (посев) лесных полос предусматривается в проектах, как правило, рядовым способом весной. В европейской части РСФСР при наличии положительного местного опыта могут проектироваться в осенние посадочные (посевные) работы.
Посадка большинства древесных пород и кустарников производится одно-, двухлетними сеянцами. Ель лучше высаживать саженцами, тополя, иву и тамарикс - однолетними окорененными черепками, дуб высевать желудями. На лесопосадочных работах применяются машины ССН-1 в одно-, двух- и трехрядном вариантах, СЛЧ-1 в одно- и- многорядном вариантах, могут использоваться также машины ЛМГ-2, МЛУ-1, МПП-1. Для посева желудей применяются сеялки СЖУ и СЖН-1. Навесные лесопосадочные машины и сеялки комплектуются в широкозахватные агрегаты с помощью сцепок CБ-9 и СН-75.
В условиях достаточного увлажнения могут использоваться крупномерные саженцы, для механизированной посадки которых применяются лесопосадочные машины МПС-1, МЛ-1, ЛПА, СЛНУ-1, ЛМБ-1. После посадки сеянцев междурядья лесных культур боронуют зубовыми боронами.
3.2.11. На почвах, подверженных сильной дефляции, для защиты корневой системы молодых растений от обнажения, а также для задержания в культурах снега, на наветренных закрайках будущих лесополос могут быть запроектированы кулисы из высокостебельных сельскохозяйственных растении (горчицы, подсолнуха и др.).
3.2.12. Дополнение культур предусматривается на следующий год после посадки. Расход посадочного материала на дополнение определяется природной зоной и его видом: при посадках сеянцами и лесной зоне 10%, в лесостепной 15%, в степной 20%, в сухой степи 25%; при посадке саженцами в лесной и лесостепной зонах дополнение устанавливается в размере 15%.
3.2.13. Число уходов за почвой при создании защитных лесонасаждении вдоль автомобильных дорог устанавливается в зависимости от природной зоны (табл. 10).
Таблица 10
Число уходов за почвой в молодых лесных полосах
Возраст полос | Лесная зона и лесостепь | Степи | Сухая степь | |||||
Уходы | ||||||||
в междурядьях и закрайках | в рядах | в междурядьях и закрайках | в рядах | в междурядьях и закрайках | о рядах | |||
1 | 4 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | 4-5 | 4-5 | ||
2 | 4 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | ||
3 | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 | ||
4 | 2-3 | 1-2 | 2-3 | 1-2 | 2-3 | 1-2 | ||
5 | 2 | - | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
6 | - | - | 2 | - | 2 | - | ||
7 | - | - | 2 | - | 2 | - | ||
8 | - | - | 2 | - | 2 | - | ||
9 | - | - | - | - | 2 | - | ||
10 | - |
| - | - | 2 | - | ||
Всего | 15-17 | 9-13 | 21-25 | 10-13 | 25-29 | 11-15 |
Примечания. 1. B отдельных случаях при имеющемся положительном местном опыте число уходов может быть уменьшено.
2. К числу уходов в междурядьях относится ежегодное осеннее рыхление на глубину до 16 см.
Культивация междурядий и закраек лесополос выполняется культиваторами КЛ-2, 6, ПРВН-2,5, ПРВМ-3, КРТ-3 (для междурядий 2,5 и 3 м), а уход за почвой в рядах до достижения культурами высоты 1 м - культиватором КРЛ-1Л. Эти культиваторы агрегатируются с тракторами класса 14-30 кН. В культурах высотой от 1 до 2 м обработку почвы в междурядьях и рядах рекомендуется проводить одновременно с использованием культиваторов КЛ-2,5 (ПРВН-2,5, ПРВМ-3) и КБЛ-1 в агрегате с трактором класса 14 кН.
Для ухода и междурядьях шириной 3,5 и могут применяться культиваторы КРТ-3, КРШС-2,8А, КСГ-5.
В посадках высотой более 2 м борьба с сорняками в рядах осуществляется вручную или с применением гербицидов.
3.2.14. Снегозащитные лесные полосы создаются также посевом семян древесных и кустарниковых пород или комбинированным способом (посевом и посадкой). Метод загущенного посева позволяет резко повысить плотность рядов молодых лесных полос, начинал с первых лет после их закладки. Посев семян производится применительно к установленным схемам посадки сплошной строчкой или лунками, равномерно распределенными в ряду.
3.2.15. Для создания снегозащитных лесных полос методом посева рекомендуются примерные нормы высева и глубина заделки семян (табл. 11).
Таблица 11
Нормы высева и глубина заделки семян деревьев и кустарников
Древесные и кустарниковые породы | Количество семян 1-го сорта взамен одного сеянца при посадке | Глубина заделки семян, см |
Дуб | 4 | 6-10 |
Ясень (обыкновенный, пушистый, зеленый) | 15-20 | 4-5 |
Клен (остролистный, ясенелистный, явор, татарский) | 15-25 | 3-4 |
Вяз (обыкновенный, мелколистный) | 50 | 1-2 |
Акация белая | 20 | 4-5 |
Лох узколистный | 20 | 4-5 |
Акация желтая | 15 | 3-4 |
Лещина | 5 | 5-6 |
3.2.16. Нормы высева семян устанавливают из расчета получения сеянцев в 2-4 раза больше, чем высаживается при посадке.
3.2.17. Лучшим сезоном для посева является осень, когда можно высевать семена следующих пород: без предварительной подготовки (стратификации и т.п.) - акации желтой, аморфы, бирючины, вяза обыкновенного и мелколистного, дуба (в южных и западных районах), клена остролистного и ясенелистного, лоха узколистного, явора, ясеня пушистого и заленого; после стратификации (пескования) с момента сбора до посева - алычи, вишни, магалебки, скумпии, терна.
3.2.18. Весной семена высеивают после соответствующего хранения или стратификации, как принято в лесопитомниках.
3.2.19. Посев семян выполняют сеялками или вручную в бороздки, подготовленные двухрядным сеяльным маркером или мотыгами. Бороздки с засеянными семенами заделывают мотыгами.
3.2.20. Осенние и весенние посадки и посевы подвергают весеннему покровному боронованию для сокращения испарения влаги из почвы, утоптанной в процессе посадки или посева.
3.2.21. Посевы и посадки дополняют осенью или весной после первого вегетационного периода при наличии значительного отпада.
3.2.22. Снегозащитные лесонасаждения, созданные подрядным способом, передаются в эксплуатацию автодорожным организациям в 3-5-летнем возрасте при сомкнутости крон (в облиственном состоянии) не ниже 30%. В зоне комплексных каштановых почв сомкнутость крон определяется в рядах.
3.5. Декоративное озеленение
3.5.1. Декоративные насаждения создаются для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог. Кроме того, они могут выполнять регулирующую роль в движении транспортных средств.
3.5.2. По выполняемой роли к расположению декоративные посадки на автомобильных дорогах разделяются на следующие виды: основные посадки вдоль дорог; у развилок, пересечений и примыканий; у искусственных сооружении, автобусных станции, площадок отдыха; на разделительных полосах; на участках у комплексов дорожных зданий.
3.5.3. Размещение декоративных насаждений проектируют так, чтобы древесно-кустарниковые посадки не вызывали заносов на дороге, с учетом длины возможных снежных шлейфов от плотных групп и живых изгородей.
3.5.4. В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный, ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный.
3.5.5. Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления.
Этот прием применяется на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных отрезков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах.
Для создания приятных контрастов, избежания однообразия и монотонности в регулярные посадки через строго определенные промежутки следует включать отдельные декоративные растения (или группы их), выделяющиеся ростом, формой или расцветкой (стволов, ветвей, листвы, хвои, цветов).
Примерами образования сильных и художественных контрастов может служить: сочетание посадок березы (светло-зеленая листва, ажурная крона, белоствольность) с елью (темно-зеленая плотная крона с резко выделяющейся конической формой); сочетание посадок с шарообразной или яйцевидной формой кроны с деревьями, обладающими пирамидальной формой кроны.
Такие пункты усилений (акцепты) создаются непосредственно в линии регулярной посадки или вне ее, ближе к дороге.
3.5.6. Ландшафтно-групповой, или свободный, прием размещения декоративных посадок предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и кустарников и виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги до них бывают самыми разнообразными (ограничиваются лишь полосой отвода).
Ландшафтно-групповой прием применяется главным образом на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом.
При ландшафтно-групповом, или свободном, размещении деревьев и кустарников должны соблюдаться следующие важнейшие положения:
а) древесно-кустарниковые группы вдоль дороги создают: крупные протяженностью 15-20 м, средние 10-15 м и мелкие до 8-10 м;
б) мелкие и средние группы размещают на переднем плане, т.е. ближе к дороге, а крупные - на заднем плане; группы с темной окраской листвы или хвои размещают ближе к дороге, т.е. на фоне групп с менее темной и светлой окраской;
в) крупные группы размещают не ближе 80 м одна от другой, а средние в мелкие группируют около крупных; расстояния между группами должны быть разными;
г) в ландшафтных группах деревья по прямым линиям не размещаются;
д) ландшафтные группы могут быть кустарниковые, древесные и древесно-кустарниковые. Мелкие группы формируют их трех, пяти и семи растении; при этом группы из трех-пяти деревьев создают из одного вида растении, группы средних и крупных размеров - соответственно из большего количества растении с применением нескольких видов, взаимно обеспечивающих необходимые контрасты;
е) растения, достигающие большей высоты, размещают в середине групп, а меньшей - по периферии; растения, обладающие красивой формой, эффектным цветением, яркими плодами и другими выделяющимися достоинствами, также размещают по периферии групп со стороны дороги;
ж) расстояния между деревьями о группах назначают от 2 до 7 м, а при очень плотной посадке - от 1 до 2 м; расстояние между кустарниками в группах зависит от размера кустарников: для крупных - 1,2-2,0 м, для средних - 0,8-1,2 м, для мелких - 0,4-0,8 м.
3.5.7. Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений. Его применяют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом в основном применяются следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечении регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д.
3.5.8. Для декоративного эффекта и свободного развития крон в зависимости от величины высаживаемых деревьев расстояния между деревьями в рядах принимаются от 5 до 20 м. При посадке молодых саженцев для получения скорейшего декоративного эффекта принимают наименьшее расстояние между деревьями в рядах (в 2-4 раза меньше максимального).
3.5.9. Размещение декоративных посадок должно увязываться с дорогами, проходящими в полосе отвода (летние пути и пешеходные дорожки). Посадки размещают между дорогой и летним путем; пешеходные дорожки окаймляют рядовыми древесно-кустарниковыми посадками. Живые изгороди из кустарников не размещают ближе 2,5 м от рядовых древесных посадок.
3.5.10. Для декоративного оформления дорог, проходящих по увлажненным местам с активным пучинообразованием, следует подбирать древесные породы, сильно испаряющие влагу, способствующие осушению почвы и понижению уровня грунтовых вод (тополя, ивы, эвкалипты в соответствии с почвенно-климатическими условиями). Это уменьшает влажность земляного полотна и вероятность образования пучин.
3.5.11. При подъездах к крупным населенным пунктам и в других местах проектируют цветочное оформление в виде рабаток (грядок или полосок), клумб и свободных цветочных пятен, а также участков цветущего газона. При этом отдается предпочтение многолетним и неприхотливым цветам, не требующим систематического ухода.
3.5.12. При наличии красивого примыкающего ландшафта или отдельных интересных элементов местности (участок водной поверхности, выделяющиеся здания или их группы) для сохранения обзора и отдельных видовых точек не создают сплошных декоративных посадок. Отдельные некрасивые и обозреваемые с дороги участки маскируют декоративными посадками.
3.5.13. Недопустим один и тот же характер декоративного озеленения на большой протяженности автомобильной дороги. Декоративное озеленение сменяется обоснованно в архитектурном отношении и привязывается к элементам трассы.
Частая смена декоративного озеленения также недопустима, так как это создает пестроту в оформлении дороги и при быстром передвижении не дает нужного впечатления. Характер озеленения должен меняться не чаще чем через 2-3 км и не реже чем через 10 км.
3.5.14. Для предотвращения помех при снегоочистке и во избежание пересадок при уширении и подъеме земляного полотна на снегозаносимых участках декоративные посадки, особенно древесные, размещают не ближе 6-7 м от бровки земляного полотна.
На участках, где намечаются существенные изменения плана и профиля дороги, декоративные и особенно рядовые древесные посадки до выполнения указанных работ создавать не рекомендуется.
3.5.15. В местах, не подверженных снежным заносам, допускаются различные приемы размещения деревьев и кустарников, в том числе и сплошные посадки.
3.5.16. Озеленение разделительных полос проводится не только с целью архитектурно-художественного оформления, но и для повышения безопасности движения, устранения вредного воздействия на водителей света фар встречных автомобилей.
Тип озеленения разделительной полосы зависит от зависимости дороги. Там, где могут быть снежные заносы, при озеленении разделительных полос применяются в основном цветущие и не цветущие газоны и в исключительных случаях группы из штамбовых деревьев и кустарников свободного размещения, рядовые посадки штамбовых деревьев и отдельные деревья.
3.5.17. С целью защиты от света фар встречных автомобилей применяются поперечные посадки кустарников в виде живых одно-, двухрядных изгородей, которые размещаются через 20-30 м.
3.5.18. Для обеспечения видимости у пересечения дорог на концах отрезков разделительной полосы не допускается сплошная посадка высокой растительности.
3.5.19. Пересечения, примыкания, съезды и развилки озеленяют низкой растительностью (газоны, цветы, кустарники) с учетом обеспечения видимости.
Особое внимание уделяется цветам, высеваемым на месте, цветам-многолепестникам, не нуждающимся в серьезном уходе, а также низкорослым, красиво цветущим кустарникам. Цветы и кустарники подбирают с расчетом получения растительных сочетаний с наиболее длительным периодом цветения.
3.5.20. На участках при различных дорожных зданиях создают защитные посадки по периферии. Здесь же широко применяется озеленение оград, стен и балконов вьющимися растениями.
3.5.21. Декоративное озеленение создают также у площадок отдыха на перегонах дорог, устраиваемых для остановок автомобилей.
3.5.22. Участки леса низкого ландшафтно-художественного качества, видимые с дороги (лужайки, поляны, редины, опушки), рекомендуется улучшать по согласованию с органами лесного хозяйства.
3.5.23. Для декоративного озеленения автомобильных дорог применяют саженцы деревьев в возрасте 4-6 лет и кустарников возрасте 2-3 лет. В наиболее парадных местах дорожного озеленения рекомендуется применять более крупный посадочный материал в возрасте до 30 лет.
3.5.24. На участках, предназначенных для декоративного озеленения, полностью убирают все посторонние предметы, удаляют сухостойные деревья, корчуют пни и засыпают ямы, участки планируют с последующим засевом культурными травами.
3.5.25. Подготовка почвы под декоративные посадки проектируется сплошной или частичной.
При сплошной подготовке весь участок подвергают глубокой вспашке, боронованию, после чего подготавливают посадочные места - копают ямы и траншеи небольших размеров, позволяющие размещать корневую систему деревьев или кустарников под посадку.
При частичной подготовке почвы вспашка не производится, в посадочные места (ямы и траншеи) готовят значительно больших размеров, чтобы при посадке между корневой системой и стенками ямок и под корневой системой оставалось место для заполнения питательной землей.
Сплошная подготовка почвы создаст более благоприятные условия для растений.
При отсутствии или бедности почвенного слоя на участке и при возможности завоза питательной земли следует отдавать предпочтение частичной подготовке почвы.
3.5.26. Посадочные ямы и траншеи готовят по намеченным точкам и линиям посадки деревьев и кустарников. Размер их зависит от почвенных условий и размера посадочного материала. Ямы делают круглой формы с отвесными стенками.
Для посадки древесных саженцев ямы готовят диаметром 0,8-1,2 м при глубине 0,5-0,0 м, для посадки одиночных кустарниковых саженцев - диаметром 0,5-0,6 м при глубине 0,4-0,5 м.
Для посадки деревьев и кустарников малыми компактными группами с небольшими расстояниями между растениями роют общие посадочные ямы шириной в соответствии с размерами групп (из расчета 0,6-0,8 м на каждое растение) и такой же глубиной, как для одиночных посадок.
Посадочные траншеи для живых изгородей делают глубиной 0,4-0,5 м, шириной для однорядных посадок 0,4-0,6 м, для двухрядных - 0,7-1,0 м.
3.5.27. Посадочные ямы и траншеи для весенних посадок подготавливают с осени, а для осенних - за 2-3 недели до посадок. При отсутствии заблаговременно подготовленных ям и траншей допускается рытье их перед посадкой, по размеры ям и траншей должны быть несколько большими для добавок растительной земли.
3.5.28. Ямы для посадки деревьев роют ямокопателями, гидробурами или вручную. При рытье вручную верхний питательный слой складывают с одной стороны, а нижний - с другой, чтобы во время посадки можно было питательную землю разместить ближе к корневой системе растений.
Дно ямы и траншей рыхлят лопатой на глубину 10-15 см. Около центра каждой ямы со стороны преобладающих ветров или с северной стороны вертикально забивают ошкуренный посадочный кол толщиной 4-5 см.
Посадку древесных саженцев выше 1 м без кола не допускают. На дно ямы за 2-3 дня до посадки насыпают землю (верхнего почвенного слоя пли привозную) в виде холмика, которую уплотняют для предупреждения большой осадки. Вершина холмика должна быть в центре ямы.
3.5.29. Декоративные деревья и кустарники высаживают в сроки, установленные для закладки снегозащитных лесных полос. Крупные деревья можно пересаживать зимой с замороженным комом. Хвойные деревья и кустарники высаживают в самые ранние сроки весной или в конце августа и начале сентября.
3.5.30. После посадки саженцы независимо от погоды поливают водой в объеме минимально 24-36 л на дерево, 17-18 л на кустарник и 18-24 л на 1 м каждого ряда изгороди.
Приствольные круги после впитывания воды присыпают (мульчируют) перегноем, торфом или растительной землей.
Казанский В.Д. Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью при эксплуатации автомобильных дорог. М., 1987. - 65 с - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ./Информавтодор; Вып. № 4).
- Информационный центр по автомобильным дорогам
- Извлечение
- Расчет объемов работ по озеленению федеральных автомобильных дорог
- Раздел III
- Раздел IV предложения нпф "российские семена" с описанием технологии и вариантов выполнения работ по озеленению автомобильных дорог посевом трав
- Старостин в. «Зеленая дорога»//Автомоб. Дорога. - 1998. - № 3.-с. 1,9. На коллегии фдс утверждена программа по озеленению федеральных автомобильных дорог
- Пятый элемент
- Из программы по озеленению федеральных дорог
- «Российские семена»
- Из программы по озеленению федеральных дорог
- Из программы по озеленению федеральных дорог
- Извлечение
- Раздел 1. Озеленение техническая часть
- 2. Правила исчисления объемов работ
- Извлечение
- 2. Общие положения
- 3. Виды и назначение рубок ухода
- 4. Рубки текущего ухода
- 4.1. Прочистки
- 4.2. Рубки омоложения кустарников
- 4.3. Рубки освобождения ценных пород
- 4.4. Санитарные рубки
- 4.5. Стрижка живых изгородей
- 5. Конструктивные рубки
- 5.1. Конструктивные рубки «на штамб»
- 5.2. Конструктивные рубки «на пень»
- 6. Рубки специального назначения
- 6.1. Рубки под линями связи и электропередач
- 6.2. Декоративные рубки
- 7. Восстановительные рубки
- 8. Технология рубок ухода. Использование машин и механизмов
- Извлечение
- 3. Проектирование лесонасаждений
- Извлечение
- 2. Характеристика сорной древесно-кустарниковой растительности
- 3. Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью
- 3.1. Механический способ
- Извлечение
- 3.3. Сосуществование дороги и флоры и фауны
- 4.2. Охрана почв и растительности
- 4.3. Противоэрозионные мероприятия
- 6.2. Озеленение дорог
- Извлечение
- 2. Основные конструктивные параметры защитных сооружений
- 2.1. Соответствие конструктивных решений защитных сооружений техническим требованиям и выполняемым функциям
- 9. Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения
- Извлечение
- I. Общая часть
- 2. Состав предприятий и объектов автосервиса и их ведомственная принадлежность
- 4. Рекомендации при разработке проектов предприятий и объектов автосервиса
- Извлечение
- Содержание