logo
29

Методические указания для студентов

Семинарские занятия как важный компонент учебного вузовского процесса предназначены для того, чтобы дать студентам углубленные знания по отдельным, как правило, наиболее сложным проблемам изучаемого учебной дисциплины, закрепить их навыки в пользовании научной и справочной литературой, грамотно и связно излагать мысли, выступая перед аудиторией.

Подготовка к семинарским занятиям – процесс сложный. Каким же образом следует к ним готовиться? Существуют определенные, неоднократно проверенные практикой правила.

Не оставляйте подготовку к семинару на последний день, ибо вам предстоит проработать и осмыслить большой по объему и сложный по содержанию материал.

Начиная работу, ознакомьтесь с темой семинара и вопросами его плана. В дальнейшей работе, чтобы не «утонуть» в материале, не уйти от заданной темы, постоянно держите эти вопросы в памяти или хотя бы перед глазами.

Изучите соответствующую тему по учебникам и по лекции (если она уже прочитана вам). Это поможет «войти» в тему, уяснить ее важнейшие, опорные моменты.

Приступайте к подбору материала и при необходимости к конспектированию (отслеживая наиболее важные мысли, а не путем механического переписывания) ответа на конкретный вопрос плана семинарского занятия.

Составьте развернутый план выступления по каждому вопросу семинарского занятия (а при необходимости – подробный текст выступления), продумайте конечные выводы по ответу и т. д. В этих планах указывается последовательность изложения (что за чем, в каком порядке), главные проблемы данного вопроса, а также необходимый цифровой материал с указанием источника. Каждое положение, факт должно иметь объяснение и доказательства его верности. Если существует несколько точек зрения на одну проблему, то дать их сравнительный анализ и высказать свою точку зрения.

Ваш ответ в идеале должен являться комбинацией материалов учебника, лекции, ваших собственных размышлений и комментариев. Материал лекции и учебника желательно держать в памяти как необходимый, хотя и явно недостаточный минимум содержания вашего ответа.

Таким образом, построение ответа, продумывание его содержания и структуры – это большой труд и непременное условие успешного выступления на семинарских занятиях.

Только такого рода подготовка гарантирует студенту не только качественное выступление на занятии, не только глубокие знания по проблемам природопользования, но и крайне необходимое для любого работника умственного труда и просто культурного человека умение грамотно, логично, эстетично, наконец, излагать свои мысли, взгляды, отстаивать свои убеждения.

Возможно, что в процессе работы вы столкнетесь с непонятными для вас выражениями, терминами, не сумеете до конца уяснить ту или иную мысль автора. В отдельных случаях ответы на возникшие вопросы вы сможете найти в экологических словарях, словарях иностранных слов, в «Большой советской энциклопедии» и другой справочной литературе. Прочие вопросы следует записать и задать их преподавателю на консультации или семинарском занятии. Помните, что нет ничего нелепее, чем ложная стыдливость в познавательном процессе, выражающаяся в нежелании задавать вопросы. Разумеется, если вопросы эти имеют отношение к изучаемому материалу и преследуют цель лучше его понять.

Заключительным актом подготовки к семинарскому занятию должна стать небольшая самопроверка: «прокрутите» в памяти основной материал, попытайтесь объяснить наиболее важные понятия, категории, термины данного занятия, уточните расположение материала в вашем конспекте первоисточника.

Проделав все это, вы действительно готовы к серьезной творческой работе на семинарских занятиях. Только в этом случае они будут вам интересны, вызовут чувство удовлетворения и дадут новые, еще более глубокие знания.

В выступлении длительностью не более 10–15 минут обычно излагается главное содержание данной проблемы. В заключении делаются краткие выводы по своему ответу.