6. Учебно-методические материалы. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
Студент, изучающий предмет «Экологическое право», должен в максимальной степени использовать материалы лекций и семинаров. Лекции следует подробно конспектировать, уделяя особое внимание тем положениям лекции, на которых акцентирует внимание преподаватель. В день, когда прослушана лекция, рекомендуется прочесть ее конспект, это способствует более эффективному запоминанию материала лекции.
Семинары по спецкурсу проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над нормативными и литературными источниками, выяснения сложных и спорных вопросов экологического права.
Подготовку к семинару рекомендуется начинать с изучения нормативного материала. После этого можно приступать к усвоению теоретического материала. Изучение теории следует начинать с конспектов лекций, после чего переходить к анализу материалов учебника, комментария к ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».
Затем рекомендуется изучить специальную юридическую литературу. По каждой теме желательно прочесть, как минимум, одну монографию или две статьи по своему выбору. Прочитанное рекомендуется кратко законспектировать.
После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Задачи должны быть решены в письменном виде. Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения, примеры из опубликованной судебной практики.
Решение задач должно показать умение студента применять теоретические познания на практике. В начале решения необходимо дать четкий ответ на поставленные в условии задачи вопросы, затем следует обосновать предлагаемое решение, ссылаясь на нормы закона путем приведения их текста, на не утратившие силу Постановления Пленума Верховного Суда СССР и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Параллельно с этим необходимо тщательно анализировать и фактические обстоятельства дела (по условиям задач).
При подготовке к деловой игре важным моментом является усвоение норм гражданского процесса применительно к тем его стадиям, которые будут разыгрываться в деловой игре на конкретном задании. При подготовке к деловой игре необходимо быть готовым к выступлению в роли адвоката на стороне истца или ответчика.
Важной формой изучения спецкурса «Экологическое право» является выполнение курсовой работы.
Курсовая работа выполняется в соответствии с планом, согласованным с научным руководителем, и методическими указаниями по теме. План является примерным и по усмотрению студента может быть дополнен и конкретизирован.
Выполнение работы следует начинать с ознакомления с нормативным материалом и рекомендованной по теме литературой. Их список дается после методических указаний по теме. Содержание курсовой работы должно отражать умение студента пользоваться законом, самостоятельно работать с рекомендованной литературой, юридически грамотно и логически последовательно излагать свои мысли. При изложении материала должны делаться ссылки на использованную учебную, монографическую и иную литературу и нормативные источники путем указания их автора, наименования, года издания, страниц.
Работа должна выполняться на одной стороне листа, аккуратно, четким, разборчивым почерком или может быть напечатана. Страницы должны иметь поля (левое поле – 30 мм, правое – 10 мм) и нумерацию. Сноски на нормативные и литературные источники делаются в нижней части страницы. Нумерация сносок – отдельная на каждой странице.
Объем работы – 25-30 напечатанных стандартных листов.
В курсовой работе сначала располагается теоретическая часть, затем – решение задач, в конце работы приводится список использованного нормативного материала и юридической литературы по теме. Фамилии авторов указываются в алфавитном порядке. Инициалы в списке литературы и в сносках должны находиться после фамилии автора, в тексте работы – перед фамилией автора.
- Содержание
- Федеральное агентство по образованию гоу впо «кемеровский государственный университет» кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
- Экологическое право
- 1. Пояснительная записка
- 2.Тематический план
- 3.1. Объем дисциплины «Экологическое право» и виды учебной работы для студентов дневной и заочной форм обучения.
- 3. Содержание учебной дисциплины.
- 3.1.Содержание частей, разделов, тем дисциплины в последовательности, соответствующей структуре тематического плана.
- Тема 1. Проблемы взаимодействия общества и природы
- Тема 2. Предмет и система экологического права
- Тема 3. Экологические правовые нормы и правоотношения
- Тема 4. Источники экологического права. Экологическое законодательство
- Тема 5. Объекты экологического права
- Тема 6. Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов.
- Тема 7. Экологические права и обязанности
- Тема 8. Экологическое управление
- Тема 8. Экологическое управление
- Тема 9. Оценка воздействия на окружающую природную среду и
- Тема 10. Экологический аудит
- Тема 11. Экономический механизм охраны
- Тема 12. Юридическая ответственность за экологические
- Тема 13. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов
- Тема 14. Правовое регулирование обращения с отходами, опасными и
- Тема 15. Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах
- Тема 16. Правовой режим особо охраняемых природных
- Тема 18. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды
- 3.1 Содержание семинарских занятий понятие экологического права
- Концепции и формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе.
- Судебная практика:
- Международные правовые акты как источники экологического права.
- Проблемы формирования экологического законодательства субъектов рф. Тема: объекты экологического права
- Понятие и виды объектов экологического права.
- Справочная литература:
- Тема: юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Тема: требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- 5. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
- 5.1.Перечень вопросов по дисциплине для подготовки студентов к зачету и экзамену.
- 5.2.Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
- 6. Учебно-методические материалы. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские занятия Семинарское занятие структурно должно состоять из следующих этапов:
- Понятие экологического права
- Концепции и формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе.
- Судебная практика:
- Международные правовые акты как источники экологического права.
- Проблемы формирования экологического законодательства субъектов рф. Тема: объекты экологического права
- Понятие и виды объектов экологического права.
- Справочная литература:
- 1.Судебная защита экологических прав граждан.
- 2.Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.
- 3.Защита экологических прав в Европейском суде по правам человека
- 2. Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства мусороперерабатывающего завода, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы.
- 7. В заключении государственной экологической экспертизы указано, что технико-экономическое обоснование проекта не соответствует природоохранным требованиям.
- Тема: юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Задачи:
- Тема: требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- 3. Орган местного самоуправления обратился в комитет по природным ресурсам с просьбой дать заключение по вопросу об образовании природного парка.
- 4. В связи с созданием государственного природного заказника (ландшафтного) был поставлен вопрос об изъятии у фермера к. Части земельного участка. Возражения фермера сводились к следующему:
- 5. В пределах охранной зоны расположенного на территории Татарстана памятника природы «Семиозерский лес» был произведен ряд землеотводов под дачное строительство и сады.
- 6. Охраной городского дендрологического парка был задержан гражданин к., который выкопал в питомнике парка несколько деревьев редкой породы для пересадки на собственный дачный участок.
- 7. На протяжении ряда лет строительные организации Минпромнауки России разрабатывали карьер по добыче бутового камня и щебня в горах Кавказских минеральных вод.
- 8. Орган местного самоуправления обратился к эксперту в. С просьбой провести юридическую экспертизу проекта положения о курорте.
- Опорный конспект лекций
- Управление в области охраны и использования объектов животного мира.
- Терминологический словарь
- Учебно-методические материалы по курсовой работе Общие методические указания по выполнению курсовой работы
- Итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Методические рекомендации по проведению выпускной квалификационной работы (вкр)
- Вопросы для зачета и экзамена по дисциплине «Экологическое право»
- 5.2.Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.