Билет № 46. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случаях наиболее общественно опасных деяний в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Более 20 статей Уголовного кодекса касаются экологических преступлений: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 25б), незаконная охота (ст. 258), нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253), незаконная порубка леса (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных массивов путем причинения лесного пожара (ст. 261), загрязнение водоемов и воздуха (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст. 251), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), жестокое обращение с животным" (ст. 245). Наиболее строгое наказание - 8 лет лишения свободы - установлено за умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога, а также нарушение правил обращения с отходами, повлекшее смерть человека или массовое заболевание людей. Во многих случаях применяются штрафные санкции и конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. По общему правилу, применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением. Административная ответственность за экологические правонарушения наиболее широко применяется на практике. В ст. 84 Закона "Об охране окружающей природной среды" приведен длинный перечень видов административных экологических правонарушений, начиная с несоблюдения стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды и кончая отказом в предоставлении достоверной экологической информации. Установлено, что за эти нарушения граждане (частные лица) подвергаются штрафу в административном порядке в размере от однократного до десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Штраф на должностных лиц в аналогичных случаях - от трехкратного до двадцатикратного минимального размера оплаты труда, а на юридических лиц (предприятия, учреждения, организации) - от 50 000 до 500 000 рублей. Предусмотрена индексация размеров штрафов. Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется в случаях, когда эти нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Дисциплинарные взыскания - предупреждение, выговор, отстранение от работы и т.п. - применяются администрацией в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения в процессе своей трудовой, служебной деятельности. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности регламентируется трудовым законодательством, законодательством об общественных объединениях и соответствующими специальными правовыми актами подзаконного характера - уставами, правилами внутреннего распорядка и т.п. Возмещение вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, выполняет двойственную функцию. С одной стороны, это компенсация материальных потерь, которые понесла жертва экологического правонарушения - гражданин или юридическое лицо. С другой - это наказание для причинителя вреда - правонарушителя. Для того чтобы привести в действие правовые нормы о возмещении вреда в случае экологического правонарушения, необходимо документально зафиксировать факт вреда (умаления имущества, неполученного дохода), определить, кто является потерпевшей стороной и кто причинитель вреда, а также доказать причинную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами имущественного характера. На практике возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, встречает огромные трудности, проистекающие как из недостатков законодательства, так и из объективных сложностей экологических ситуаций. Наиболее трудной задачей является доказывание причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами, ибо состояние природной среды не всегда напрямую зависит от действий причинителя вреда, а отрицательные имущественные последствия в свою очередь зачастую невозможно связать с состоянием природной среды. Другая значительная трудность заключается в том, что природные объекты и даже здоровье человека не имеют товарно-денежной стоимостной цены, а поэтому их порча или уничтожение могут быть представлены как прямые потери в имуществе и оценены в деньгах. Часто приходится прибегать к косвенным способам расчета имущественного вреда. В соответствии с законодательством вред в рассматриваемых случаях исчисляется двумя способами - при помощи специальных такс ущерба, установленных государством применительно к незаконной добыче, порче или уничтожению отдельных природных объектов, а при отсутствии такс путем калькуляции стоимости утраченного имущества, вынужденных расходов и неполученных доходов. Вред возмещается добровольно или принудительно - по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности хотя не считается мерой ответственности, оказывает очень сильное воздействие на поведение физических и юридических лиц, нарушающих требования экологического права. Фактически приостановление или прекращение экологически вредной деятельности настолько глубоко затрагивает экономические и организационные интересы субъектов, занятых в процессе материального производства, что предприятия, учреждения, организации и граждане стремятся всеми силами избежать применения к ним такой меры административного воздействия. Право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде или здоровью человека, принадлежит должностным лицам органов государственного экологического контроля и регламентируется соответствующим законодательством. Таким образом, выполнение требований экологического права обеспечивается довольно широким арсеналом мер юридической ответственности и административного реагирования, которые действуют тем эффективнее, чем правильнее они применяются
- Билет № 1. Понятие, структура и задачи экологии.
- Структура экологии.
- Билет № 2. Понятие об экосистеме, абиотические компоненты и биоценозы.
- Абиотические компоненты экосистем.
- Биоценоз.
- Билет №3. Методы изучения экологии.
- Билет № 4. Экологические факторы среды обитания.
- Билет №5. Классификация живых организмов. Группы организмов по трофическим связям. Классификация живых организмов.
- Группы организмов по трофическим связям.
- 1. Продуценты
- 2. Консументы
- 3. Редуценты
- Билет № 6. Трофические взаимодействия в экосистемах. Пищевые цепи. Трофические взаимодействия в экосистемах.
- Пищевые цепи.
- Билет № 7. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды.
- Экологические пирамиды
- Билет № 8. Динамика экосистем. Понятие о сукцессии, климаксовой экосистеме.
- Билет № 9. Понятие об адаптации организмов. Лимитирующие факторы. Понятие об адаптации организмов.
- Лимитирующие факторы.
- Билет № 10. Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов.
- Билет № 11. Основные функции биосферы.
- Билет № 12. Функционирование экосистем. Минеральный обмен. Круговорот воды в природе. Функционирование экосистем.
- Минеральный обмен.
- Круговорот воды в природе.
- Билет № 13. Функционирование экосистем. Биогенные обороты веществ. Функционирование экосистем.
- Биогенные обороты веществ.
- Билет № 14. Нормирование качества окружающей среды.
- Билет № 15. Глобальные проблемы окружающей среды. Парниковый эффект. Глобальные проблемы окружающей среды.
- Парниковый эффект.
- Билет № 16. Разрушение озонового слоя. Разрушение озонового слоя
- Билет № 17. Проблема кислотных осадков.
- Билет № 18. Энергетические проблемы.
- Билет № 19. Структура и состав атмосферы. Экологические функции атмосферы. Структура и состав атмосферы.
- Приблизительный состав атмосферы
- Экологические функции атмосферы.
- Билет № 21. Основные загрязнители атмосферы.
- Билет № 22. Способность атмосферы к самоочищению.
- Билет № 23. Нормативы качества атмосферы.
- Билет № 24. Системы очистки воздуха.
- Билет № 25. Понятие о гидросфере, значение, структура гидросферы.
- Билет № 26. Виды и источники загрязнения природных вод.
- Билет № 27. Источники загрязнения природных вод.
- Билет № 28. Самоочищение природных вод.
- Билет № 29. Категории водопользователей. Оценка общего качества стоков.
- Параметры качества воды - Анализ воды
- Билет № 30 Методы очистки сточных вод.
- Билет № 31. Почвы, определение, свойства, почвообразующие факторы.
- Свойства почвы.
- Почвообразующие факторы.
- Почвообразующие породы
- Растительность
- Животные организмы
- Микроорганизмы
- Билет № 32. Экологические функции почв в биосфере.
- Билет № 33. Деградация почв, причины.
- Билет № 34. Основные направления управления отходами.
- Способы Утилизация отходов
- Сжигание
- Переработка отходов
- Биологическая переработка отходов
- Получение электроэнергии
- Предотвращение накопления отходов
- Билет № 35. Особо охраняемые природные территории.
- Государственные природные заповедники
- Национальные парки
- Природные парки
- Государственные природные заказники
- Памятники природы
- Дендрологические парки и ботанические сады
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты
- Билет № 36. Особо охраняемые природные объекты. Красные книги.
- Красные книги.
- Билет № 37. Кадастры природных объектов и природных ресурсов.
- Билет № 38. Мониторинг окружающей среды.
- Экологический мониторинг состояния экологической системы.
- Основные цели экологического мониторинга окружающей природной среды.
- Основные задачи экологического мониторинга окружающей природной среды.
- Системы экологического мониторинга.
- Классификация систем экологического мониторинга.
- Осуществление мониторинга окружающей природной среды.
- Элементы структуры экологического мониторинга.
- Эффективность экологического мониторинга окружающей среды.
- Значение экологического мониторинга.
- Билет № 39. Экологическая экспертиза.
- Билет № 40. Понятие об экологическом риске. Чрезвычайные экологические ситуации природного характера. Понятие об экологическом риске.
- Экологический риск
- Чрезвычайные экологические ситуации природного характера.
- Билет № 41. Чрезвычайные экологические ситуации техногенного характера.
- Билет № 42. Экономический механизм природопользования в России.
- Заключение
- Билет № 43. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
- Билет № 44. Экологическое право: источники, субъекты, объекты. Источники экологического права
- Субъекты и объекты экологических правоотношений
- Билет № 45. Система управления охраной окружающей среды.
- Билет № 46. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
- Билет № 47. Принципы, объекты, субъекты и источники международного экологического права.
- Билет № 48. Международные организации в сфере экологии.
- Билет № 49. Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды?
- Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их полномочия?
- Как осуществляется производственный экологический контроль?
- Как осуществляется общественный экологический контроль?