logo
Лекции по промэкологии 2

Концепции устойчивого развития

Качественная специфика глобальных экологических проблем в том, что в сложившейся ситуации выбор пути выхода из неё зависит уже не только от людей, но и от биосферы в целом. В настоящее время требуется не только согласованные международные действия, но и глобальное мышление, обусловленное экологическим ограничением. Что сделано, и что делается в плане социально-экономического и экологического развития широко отражено в документах конференции ООН по окру-жающей среде и развитию (июнь 1992 г.), состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Бразилия).

В 1997 г. состоялась специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире за 5 лет по реализации решений, принятых в Рио. Анализ устойчивого долговременного развития человеческого общества можно анализировать в нескольких аспектах: политико-правовом (развитие демократии, разумного законодательства, социальной справедливости, дружбы народов и др.); экономическом (оптимальное сочетание форм собственности, демонополизация и свободная конкуренция производителей и продавцов, обеспечение сельскохозяйственной и промышленной продукцией жителей планеты); экологическом (обеспечение гармонии между человеком и биосферой, забота о будущих поколениях, эффективное использование природных ресурсов, малоотходного производства, использование возобновляемых источников энергии, совершенствование нормативно-правовых методов защиты ОПС, сохранение видов многообразия биосферы, совершенствование экологического образования населения, соблюдение требований эколого-нравственного кодекса); социальном (искоренение голода и нищеты, снижение заболеваемости людей); международном (борьба за мир, международное партнёрство, оказание помощи слаборазвитым странам); информативном (развитие науки и техники, преодоление разобщённости естественных и общественных наук, распространение средств массовой информации, кибернетизация экономики и культуры, развитие у людей научного предвидения и т.п.)

Из сказанного выше видно, что понятие устойчивого развития многогранно, неоднозначно и порой противоречиво для разных стран. Однако бесспорно, что концепция устойчивого развития направлена на обеспечение будущего человеческого общества как единого целого, и в этом её главное значение.

Международные экологические организации (межправительственные и неправительственные; научные и учебные учреждения; фонды и финансовые организации; информатизационные службы, системы и базы данных), а также Международные правовые акты в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности (декларации ООН; Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья; соглашения по радиационным воздействиям; конвенции о трансграничных воздействиях; соглашения об охране биологических ресурсов; соглашения о токсичных отходах и др.) В специальном бюллетене “The Networt” Комиссии ООН по устойчивому развитию (ЮНКУР) сообщаются результаты о ходе выполнения решений, принятых в Рио. Принципиальные ориентиры рационального природопользования в России на конец ХХ – начало ХХI вв. даны в Указе Президента «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», февраль 1994 г.

В соответствии с общегосударственной концепцией устойчивого развития общества должна формироваться стратегия экологической безопасности территориально-административных комплексов, отраслей народного хозяйства, отдельных предприятий и фирм. При этом основные принципы экологического развития региона сводятся к следующим:

  1. Законодательное и социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей как нынешнего, так и будущего поколений при сохранении окружающей природной среды (принцип четкого формулирования конечной цели  не навреди).

  2. Обеспечение экологической безопасности и стабильности должно относиться к приоритетной цели в сравнении с целью экономического роста и выгоды (экологический императив).

  3. Региональные и локальные задачи не должны противоречить глобальным и национальным целям экологического развития (мыслить глобально,  действовать локально).

  4. Формирование региональной эколо-экономической системы (РЭЭС), обеспе-чивающей эффективное хозяйствование без нарушения природных циклов, т.е. с восстановительной способностью природной среды (эколого-экономическая сбалансированность).

  5. Рациональное, экономное использование природных, а также максимальное применение вторичных ресурсов; расширение малоотходных, наукоемких, эколого-безопасных производств, техники и технологий (экологизация производства).

  6. Использование эффективных экономических механизмов регулирования экологического развития и природоохранной деятельности в виде: платежей за потребление природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, экологических фондов, налоговых льгот, субсидий и др. (экономизация систем био - и техносферы).

  7. Идентифицирование экологической опасности, прогнозирование экологических рисков, предотвращение и эффективная ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, минимизации ущерба (принцип приемлемого риска).

Отмеченные принципы экологического развития могут быть реализованы в любой РЭЭС, в которой экономическая подсистема участвует в преобразовании входных материально-энергетических потоков природных и производственных ресурсов в выходные потоки предметов потребления  готовой продукции. В свою очередь компоненты экологической подсистемы, вовлекаясь в производственный ресурсный цикл, используются как ресурс экономической подсистемы. В процессе производства часть природных ресурсов превращается в готовую продукцию. Основная же доля вновь возвращается в экологическую подсистему, но уже в трансформированном виде, в том числе в виде отходов, загрязняющих природную среду.

В соответствии с принципом эколого-экономической сбалансированности, скорость изъятия природных ресурсов не должна превышать скорости их возобновления, а поступление загрязнения - скорости их ассимиляции в окружающей природной среде. Нарушение принципов сбалансированной ЭЭС приведет к потере устойчивости и деградации биогеоценозов, а затем необратимо обернется серьезным ущербом для экономики РЭЭС. Таким образом, обуславливается ограничение природоемкости производства, что имеет не только экологическое, но и прямое экономическое значение.

Проявляющиеся последствия прошлых техногенных воздействий служат убедительными доказательствами невозможности оценивать современную или будущую ситуацию только в рамках чисто экономического подхода. Основой деятельности хотя и остается экономический рост в совокупности с экономическими характеристиками производственных процессов, но с неизменным учетом реакции живых компонентов окружающей среды, экологических факторов. Такой подход к управлению хозяйственной деятельностью называют эколого-экономическим, в котором объектом управления служит обмен веществом и энергией на различных уровнях экономического пространства планеты. Часть звеньев такого обмена подчиняется законам развития общественного производства, производительных сил, другая - законам развития динамических систем, обладающих определенным уровнем устойчивого равновесия по отношению к внешним воздействиям.

Единство экологии и экономики проявляется в тесной зависимости прямых (извлечение природных ресурсов для обеспечения экономического роста, техногенные воздействия) и обратных связей (снижение эффективности производства при изменении состояния природной среды, влияние на рекреационные условия и здоровье населения, увеличение затрат на начальные стадии переработки сырьевых ресурсов и размещение отходов). Управление РЭЭС предусматривает сочетание функций хозяйственной деятельности (экономика) и наблюдаемых на каждом этапе изменений динамики состояния окружающей природной среды (экология). При этом территориальное районирование обуславливается на основе максимального учета взаимного влияния экономических запросов по использованию природных ресурсов региона и экологических интересов, вытекающих из сопротивляемости природных систем техногенным воздействиям.

Принципы РЭЭС позволяют разрабатывать предложения в комплексной схеме охраны природной среды, которые представляют собой экономически обоснованный, технически осуществимый и экологически приемлемый комплекс рекомендаций по поддержанию устойчивого состояния основных компонентов окружающей природной среды при воздействии на них всех видов хозяйственной деятельности.

На рис. ниже показана зависимость экологических издержек от объёмов загрязнения природной среды. Из условия линейной зависимости экономического ущерба предприятия от объема загрязнения окружающей природной среды (линия 1 ), видно, что на отрезке ОА ущербом можно пренебречь, так как природная среда при таком объеме загрязнения способна ассимилировать вредные вещества без ущерба для себя и для жизнедеятельности людей. Кривая 2 на рисунке показывает качественное изменение природоохранных затрат предприятия. Точка пересечения кривых 1 и 2 определяет экономически оптимальный объем (точка В) загрязнения и оптимальный объем Мопт улавливаемых вредных веществ.

Деятельность предприятия в условиях левее точки (В) экономически не оправдана, так как в этом случае на предотвращение ущерба приходится тратить больше средств, чем требуется для снижения ущерба. Экономия на природоохранных затратах (вправо от точки В) приводит к возникновению ущерба, превышающего эту экономию, что также экономически нецелесообразно. Сумма ущерба и природоохранных затрат, связанная с деятельностью предприятия, определяется кривой 3.

С ростом объемов производства кривая 2 может сместиться вправо. Это определит новые значения оптимального и предельного объемов загрязнения природной среды, а также потребует увеличения оптимальных Рв и суммарных Рm экологических издержек.

Последнее обстоятельство может явиться причиной ограничения наращивания объемов производства.

Воздействие природоохранной деятельности на экономику предприятия не ограничивается прямым влиянием на уровень экологических издержек производства. Рациональное использование природных ресурсов выгодно с точки зрения получения экономии от снижения объемов потребляемых энергетических и материальных ресурсов, от применения более низких ставок платы за ресурсы, уменьшения издержек на ликвидацию отходов, сокращения штрафов и компенсаций за причиненный ущерб.

Следует также учитывать то обстоятельство, что посредством производства и реализации экологически чистых товаров менеджмент компаний имеет более широкие возможности выхода на новые рынки, увеличения доли рынка, роста объемов продаж, создания привлекательного имиджа предприятия.

Производственное воздействие на ОПС обуславливает возникновение экстерналий – внешних эффектов (последствий) производственной деятельности, которые положительно или отрицательно (чаще) воздействуют на субъекты этой деятельности. Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений ОПС заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки ими обычно игнорируются, так как они требуют дополнительных затрат для своего решения. Возникает резонный вопрос: почему люди, предприятия и пр., подвергшиеся внешнему воздействию должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналии, различные виды ущерба?

В зависимости от различного типа воздействий между секторами и регионами можно выделить следующие типы внешних эффектов:

Международная организация учёных «Римский клуб», организованная в апреле 1968 г., ведёт важную работу по изучению возможных вариантов развития мира, опубликованы десятки докладов по различным аспектам глобального развития человечества. Поиск путей альтернативного развития цивилизации продолжается и не потеряет свой актуальности в наступающем новом тысячелетии.

89