Экологическая экспертиза и контроль
Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на среду (ОВС) хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах мира.
Наиболее законченные методологические и организационные принципы ОВС были разработаны в США. Экологическая экспертиза проектов в США введена в хозяйственную практику после принятия в 1969 г. Закона о национальной политике в отношении окружающей среды. Она проводится при строительстве новых производственных объектов и касается в целом принятия правительственными органами таких хозяйственных решений, которые вовлекают достаточно крупные капиталовложения. В конце 80-х годов на международном уровне принимается «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», другие документы, регламентирующие порядок подготовки и принятия экологически значимых решений в области хозяйственной деятельности. Процедура обязательной экологической экспертизы введена практически во всех развитых и во многих развивающихся странах мира.
Конечной задачей экологической экспертизы является составление Заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экономической безопасности и целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта. Затраты на ОВС в индустриально развитых странах составляют в среднем 1% от сметной стоимости проекта и приблизительно около 25% затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. По данным МБРР, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением ОВС и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5—7 лет. Включение экологических факторов в процессе принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3—4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования.
Государственная экологическая экспертиза в странах СНГ введена с целью определения экологической обоснованности концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой хозяйственной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения заказчиком оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, а также экологическая безопасность новой техники, технологи, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экспертизы.
В Республике Беларусь государственная экологическая экспертиза стала осуществляться с 1988 г. В соответствии с постановлением правительства ее проведение было возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в системе которого с этого времени стала функционировать Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, включающая три отдела: отдел по экспертизе проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства; по экологической экспертизе проектов водоснабжения, канализации и охраны атмосферного воздуха и отдел по размещению хозяйственных объектов. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов.
Проведение обязательной экологической экспертизы в республике законодательно закреплено принятием законов «О государственной экологической экспертизе» (1993) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» (2000), которые определили ее цели, порядок организации и проведения, права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров, а также ответственность за нарушения законодательства.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой урегулированную нормами деятельность экспертных подразделений органов государственного контроля или специально создаваемых экспертных групп по анализу, проверке и оценке предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации на ее соответствие требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях предупреждения возможных негативных воздействий проектируемых объектов на окружающую среду и обеспечение благоприятного ее состояния.
ГЭЭ в Беларуси осуществляется в соответствии с разработанными во исполнение принятого в 2000 г вышеназванного закона инструкциями «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь» (2001) и «О порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь» (2001).
Когда говорят об экспертизе проектируемого хозяйственного объекта, экспертизе деятельности существующего предприятия или экспертизе экологических последствий этой деятельности, в действительности имеется в виду экспертиза конкретной документации, например технико-экономического обоснования заявления о выдаче лицензии. Как следует из ст.6 Закона Республики Беларусь “О государственной экологической экспертизе” (2000), объектами ГЭЭ являются:
концепции, программы, схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития, градостроительная документация (генеральные планы городов, планировочные проекты), или предплановые материалы;
обоснования инвестиций в строительство (раньше называлось ТЭО), то есть предпроектная документация;
проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию производства, ликвидацию объектов.
Таким образом, ныне действующая редакция Закона “О государственной экологической экспертизе” предусматривает возможность экспертизы только объектов, относящихся к планируемой деятельности.
Исходя из определения экологической экспертизы, данного в Законе “О государственной экологической экспертизе”, можно предполагать, что поскольку экологическая экспертиза – это экспертиза готовящихся к принятию документированных решений, то в случае действующего преприятия об экспертизе уместно говорить, если по поводу этого предприятия готовится какое – либо решение (перемена формы собственности, закрытие, перепрофилирование и т. д.).
Ежегодно специализированными экспертными подразделениями органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды Беларуси рассматривается около 4500 проектных материалов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности. Из общего количества рассмотренной проектно-сметной документации приблизитель-но 30% отклоняется и отправляется на доработку из-за низкого качества экологического обоснования проектов. Чаще всего это происходит с проектами строительства объектов теплоэнерге-тики, в которых не обеспечивается соблюдение требований по охране атмосферного воздуха, а также с проектами строитель-ства промышленных предприятий в городах, где перегружены очистные сооружения.
Государственная экологическая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государствен-ной экологической политики и наиболее важно, что с ее помощью закладывается основа экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности в будущем.
Наряду с государственной экологической экспертизой законом предусматривается и возможность проведения общественной ЭЭ, которая осуществляется научными коллективами или общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу
Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического контроля согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г.) заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется на следующие уровни: государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль.
Государственный контроль имеет своей задачей обеспе-чить соблюдение утвержденных в установленном порядке стан-дартов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изучению, рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов. Его функции возложены (в пределах своей компетенции) на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы государ-ственного управления по природным ресурсам и охране окр-ужающей среды. Ведомственный контроль осуществляется рес-публиканскими органами государственного управления и объе-динениями в целях обеспечения выполнения подведомствен-ными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки требований Закона «Об охране окружающей среды».
- Часть 2
- Тема 4. Природоохранные затраты общества и их экономическое обоснование 75
- Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода 108
- Тема 6. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности 141
- Часть 2 190
- Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды. Основы экологического нормирования
- Сущность и задачи мониторинга окружающей среды
- Учет и анализ природоохранной деятельности
- Основы экологического нормирования
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза и контроль
- Лекция 10. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования
- Экономический механизм природопользования как совокупность форм и методов экономического стимулирования
- Особенности платного природопользования в Беларуси
- Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности
- Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований
- Лекция 11. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
- Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Целевые фонды охраны природы
- Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Природоохранные затраты общества и их экономическое обоснование Лекция 12. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды
- Социальный и совокупный предотвращенный ущерб
- Лекция 13. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование
- Анализ природоохранных затрат
- Проблема интернализации экстернальных экологических издержек
- Инвестирование природоохранной деятельности в Беларуси
- Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат
- Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода Лекция 14. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода
- Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях
- Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы
- Формирование рыночных институтов экологической сферы
- Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ
- Контрольные вопросы
- Глобальные экологические проблемы
- Региональные экологические проблемы
- Место, занимаемое экономическими регионами бывшего ссср по степени загрязнения и деградации природной среды*
- Экологические проблемы Республики Беларусь
- Международное экологическое сотрудничество
- Экологическая деятельность оон и ее специализированных органов
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Экология и экономика природопользования
- Курс лекций
- В двух частях
- Часть 2
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.