logo
Экол

Место, занимаемое экономическими регионами бывшего ссср по степени загрязнения и деградации природной среды*

Республики, экономические районы

Выбросы вредных веществ в атмосферу

Пора-жение лесов

Загряз-нение рек, дефицит воды

Загряз-нение почв, эрозия почв

Совоку-пность антропогенных воздей-ствий

на единицу общей площади

на единицу урбанизи-рованной площади

Россия

Северный

12

2

2

8

12

13

Северо-Западный

9

10

7

9

13

15

Центральный

4

6

6

3

10

4

Волго-Вятский

14

15

18

4

11

17

Центрально-Чернозёмный

6

9

14

4

3

6

Поволжский

4

8

12

1

6

5

Северо-кавказский

5

12

14

2

6

9

Уральский

1

1

3

2

9

2

Западно-Сибирский

13

7

5

10

14

16

Восточно-Сибирский

12

3

1

11

15

15

Дальневосточный

15

16

8

12

15

18

Украина

Донецко-Приднепровский

1

5

4

1

4

1

Юго-Западный

2

11

15

6

6

8

Южный

6

17

17

5

5

12

Беларусь

8

13

13

5

5

11

Прибалтийский — Литва, Латвия, Эстония

6

18

9

8

12

Закавказский — Азербайджан, Армения, Грузия

3

15

10

3

2

3

Среднеазиатский — Кыргыстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

11

14

11

2

2

7

Казахстан

10

4

18

7

4

14

Молдова

7

20

16

3

1

10

* Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР: Статистический сборник.— М., 1989, стр. 8.

Экологическая ситуация по отдельным странам СНГ улучшается медленно, за исключением тех отдельных регионов, где были остановлены (или существенно сократили свою деятельность) экологически вредные производства из-за разрыва экономических связей, военных конфликтов и по другим причинам. В научной терминологии и практике государственного управления вводится новое понятие — зоны экологического бедствия. Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зонами экологического бедствия являются участки территории страны, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, которые ведут к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почвы, флоры и фауны (ст. 39). Огромные масштабы Чернобыльской катастрофы и ее устрашающая угроза здоровью и самой жизни миллионов людей, национальной экономике и культуре послужили основанием признать всю территорию Беларуси зоной экологического бедствия.

В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.

На пространстве СНГ отмечают многие регионы с неблагополучной экологической ситуацией, они близки или тождественны понятию «зоны экологического бедствия». Площадь территорий в СНГ, которые заражены, отравлены или превращаются в пустыню в результате хозяйственной деятельности в ядерной, промышленной и сельскохозяйственной сферах, составляет, по данным ООН, около 4 млн кв. км, что соответствует площади Германии, Франции, Испании и Великобритании вместе взятых. Обеспечить разработку и осуществление комплексных мер по решению крупных межрегиональных экологических проблем возможно лишь объединяя усилия многих стран СНГ.

Регионы радиационного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине, России, Казахстане. Радиационное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством атомных военных заводов на Южном Урале в Челябинской области (с 1947 г.), проведением продолжительное время испытательных ядерных взрывов в Казахстане недалеко от Семипалатинска. Испытание термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнило приполярную тундру. Оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину — их основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с радиоактивной катастрофой на заводах Южного Урала (1957 г.), где производилось советское атомное оружие. Радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях; сильно загрязнено свыше 16 тыс. кв. км территории, где проживало около 300000 человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (Москва, 1963 г.) приостановило радиационное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.

Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы миллионов людей на Беларуси, Украине и в России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиационных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Беларуси (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Распределение основных площадей с высокими уровнями загрязнения после аварии на ЧАЭС, %

Страны СНГ

Площадь территории с плотностью загрязнения радионуклидами

Более 40 Ки/км2

15—40 Ки/км2

1—5 Ки/км2

Беларусь

69,4

58,4

29,0

Украина

20,6

12,5

32,9

Россия

10,0

29,1

38,1

На Украине наибольшее загрязнение радионуклидами наблюдалось в непосредственной близости от места катастрофы. Опасная зона для нахождения людей была определена в радиусе 30 км, куда попали города Чернобыль и Припять. В зону загрязнения, хотя и не такого сильного, попала и столица Украины — г. Киев. Последствия Чернобыльской катастрофы сказываются на территории 20 областей Европейской части России.

В бывшем СССР разрабатывалась специальная долгосрочная программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ставилась цель обеспечить оздоровление окружающей среды и условия безопасной жизнедеятельности населения и по мере нормализации радиационной обстановки возвращать подвергшиеся радиационному загрязнению территории для хозяйственного использования. С образованием новых независимых государств были разработаны национальные программы ликвидации и минимизации последствий аварии на ЧАЭС. Вместе с тем по отдельным направлениям Беларусь, Россия и Украина осуществляют совместные мероприятия, которые, однако, должны быть более масштабными.

Зона Приаралья. Катастрофические изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря, опустыниванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральском море (с 1983 г. река Сырдарья перестала впадать в это море). Уровень воды в море упал более чем на 12 м, площадь акватории за 60—90-е гг. ХХ ст. уменьшилась на треть, а объем воды – на 60%. Катастрофически ухудшилось качество речных вод в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, которые стали малопригодны для питья. Произошло интенсивное иссушение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая деградация экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря и прилегающих к нему территорий.

Для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения в конце 80-х – начале 90-х годов принимались специальные постановления, предусматривающие проведение комплекса природоохранных мероприятий, однако они не были выполнены. В настоящее время проблема Приаралья, а более широко — проблема водоснабжения стран Центрально-Азиатского региона может быть успешно решена лишь совместными усилиями, поскольку главные реки региона протекают по территории нескольких государств. В целом система водоснабжения, очистки и экономии водных ресурсов может быть создана только общими усилиями стран СНГ и при эффективной помощи международного сообщества. На первом этапе кооперация стран СНГ призвана решить три главные задачи:

разработать совместный баланс водных ресурсов и технологий, обеспечивающих экономию воды в процессе ее потребления;

создать совместные контрольно-измерительные и регулирующие системы, препятствующие потерям воды;

компенсировать расходы Кыргызстана и Таджикистана по регулированию Нарынского и Кайраккумского водохранилищ в верховьях рек.

Региональные экологические проблемы Российской Федерации. Огромные размеры территории России, большое разнообразие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам, зоны повышенного экологического риска составляют почти 10% всей территории России, здесь проживает около 70 млн человек. В этих зонах растет заболеваемость людей, увеличивается смертность, снижается продуктивность природных ресурсов.

Зона Арктики характеризуется высоким уровнем загрязнения, низким потенциалом самовосстановления окружающей среды и замедленным процессом самоочищения, преобладанием ресурсодобывающих отраслей. Наиболее сложная экологическая обстановка сложилась в Мурманской области и г. Норильске (загрязнение воздушной среды и сброс сточных вод предприятиями цветной металлургии), на Новой Земле (радиационное загрязнение) и Ямале. Стратегия рационального природопользования в Арктике должна строиться на основе приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного развития коренного населения региона.

Тяжелая экологическая ситуация сложилась на Урале, особенно в старых горнопромышленных центрах. Это – загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, нерациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, радиационное загрязнение территории. Для улучшения экологической обстановки принимаются меры по внедрению более совершенных технологических процессов; строительству очистных сооружений в крупных промышленных центрах; рекультивации земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности; предусматривается поэтапное сокращение поступления загрязняющих веществ и отходов в природную среду и другие.

К специфическим экологическим проблемам относится сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал. Уникальное пресноводное озеро занимает первое место в мире по глубине (1620 м) и объему водных масс (23600 км3), в нем содержится около 20% мировых и свыше 80% объема пресных вод СНГ. Экосистема Байкала отличается удивительным богатством и своеобразием — в озере обитают не менее 2 400 видов и разновидностей животных и растений. Особенностью озера является наличие тонкого биологического механизма самоочищения вод. Основная роль в этом процессе принадлежит зоопланктону, имеющему фильтрационный тип питания и пропускающему через себя воду озера.

Развитие производительных сил, нерациональное использование природных ресурсов в регионе привело к ухудшению гидрохимического состояния озера и его притоков, загрязнению атмосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деградации живых организмов Байкала. В целях сохранения уникального природного комплекса было принято постановление правительства по кардинальному решению проблемы Байкала, осуществлены крупные природоохранные мероприятия. Вместе с тем проблема охраны озера остается актуальной и потребует для своего решения еще много сил и средств, так как сохраняется опасность возникновения необратимых процессов в экосистеме Байкала.

Украина. Среди многообразных экологических проблем; безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе и прежде всего в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах. В Бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал печальное первое место (табл. 6.1). В этом районе практически отсутствуют территории, не затронутые деятельностью человека.

Проблемы взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы Южного района Украины являются характерными для регионов с интенсивными формами сельскохозяйственного производства и высокой плотности сельского населения: это усиление процессов водной и ветровой эрозии, ухудшение состояния почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Серьезной проблемой юга Украины является осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов и сброс загрязняющих веществ в них, а также в северо-западный район Черного моря.

Необходимо отметить, что никакие локальные очистные или защитные сооружения не смогут решить проблемы охраны окружающей среды в XXI в. Единственный выход — разработка и реализация международных эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира, включая СНГ. Лишь на уровне СНГ в целом можно согласовать задачи защиты окружающей среды и развития экономики.