Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
Учитывая, что природоохранные затраты направлены на предотвращение не только экономического, но и социального ущерба от загрязнения окружающей среды, можно рассчитать социальную, а затем и совокупную социально-экономическую эффективность экологических издержек.
Социальная эффективность — это, по сути, экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т.д. Другими словами, социальная эффективность — это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека.
Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, в виде отношения годового эффекта (Э) (в данном случае — социального) к совокупным экологическим затратам (З):
Эс = Э/ З (13.11)
Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п. Таким образом, в общем виде социальный эффект Э можно определить через экономические показатели:
Э = Эч.п. + Эс.с. + Эз.л. + Эп.т. (13.12)
где Эч.п. — эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; Эс.с. — эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Эз.л. — эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. — эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.
Расчеты составляющих социального эффекта природоохранных мероприятий осуществляются следующим образом. Эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды:
Эч.п. = Б Пч (P1 - Р2) (13.13),
где Б — количество больных; Пч — чистая продукция на один человеко-день работы; p2 и Р1 — количество человеко-дней работы на одного работника до и после проведения природоохранного мероприятия соответственно.
Эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования определяется по формуле:
Эс.с. =Б Вп (P1 - Р2) (13.14)
где Вп — средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего.
Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом:
Эз.л. = Ба·Да·За+Бс·Дс·Зс (13.15),
где Ба, Бс – число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да, Дс – среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; За, Зс – средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре.
Можно определить также эффект Эп.т. от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства (формула 13.4), а в непроизводственной сфе- ре — по сокращению затрат на обслуживание..
Расчет социального эффекта природоохранных меропри-ятий представляет известные сложности, поскольку на состоя-ние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить "вклад" загрязнения в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем в течение 10 дней в год по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой.
Социальные эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.
Эффективность природоохранной деятельности общества следует рассматривать как составную часть эффективности общественного производства. Практика показывает, что высокая экономическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиций общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. К сожалению, действовавший в нашем государстве хозяйственный механизм не создал заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности. Как свидетельствует отечественный и зару-бежный опыт, современные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользование оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возме-щении нанесенного ущерба (если он вообще может быть вос-полнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем реше-ния экологических проблем является использование ресурсо-сберегающих малоотходных и безотходных технологий.
В экономически развитых странах внедрение таких технологий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок окупаемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социально оправданны, но и экономически эффективны. У нас же предприятия экономически недостаточно заинтересованы в их применении. Существующая система планирования и финансирования пока способствует тому, что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие очистные сооружения за счет государственных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает предпосылки для снижения природоохранных затрат в 3—4 раза, так как установка очистного оборудования обходится дороже.
- Часть 2
- Тема 4. Природоохранные затраты общества и их экономическое обоснование 75
- Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода 108
- Тема 6. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности 141
- Часть 2 190
- Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды. Основы экологического нормирования
- Сущность и задачи мониторинга окружающей среды
- Учет и анализ природоохранной деятельности
- Основы экологического нормирования
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза и контроль
- Лекция 10. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования
- Экономический механизм природопользования как совокупность форм и методов экономического стимулирования
- Особенности платного природопользования в Беларуси
- Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности
- Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований
- Лекция 11. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
- Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Целевые фонды охраны природы
- Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Природоохранные затраты общества и их экономическое обоснование Лекция 12. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды
- Социальный и совокупный предотвращенный ущерб
- Лекция 13. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование
- Анализ природоохранных затрат
- Проблема интернализации экстернальных экологических издержек
- Инвестирование природоохранной деятельности в Беларуси
- Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат
- Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода Лекция 14. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода
- Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях
- Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы
- Формирование рыночных институтов экологической сферы
- Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ
- Контрольные вопросы
- Глобальные экологические проблемы
- Региональные экологические проблемы
- Место, занимаемое экономическими регионами бывшего ссср по степени загрязнения и деградации природной среды*
- Экологические проблемы Республики Беларусь
- Международное экологическое сотрудничество
- Экологическая деятельность оон и ее специализированных органов
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Экология и экономика природопользования
- Курс лекций
- В двух частях
- Часть 2
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.