logo search
ekologia_33_ekzamen

25 Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна

При внесении в воздушную среду каких-либо новых веществ, нехарактерных для неё, называется ЗАГРЯЗНЕНИЕМ.

Загрязнение атмосферного воздуха может быть: локальным, региональным, глобальным

Основными источниками загрязнения атмосферы являются природные, производственные и бытовые процессы.

26 Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий.Совершенно очевидно, что для успешного функционирования механизма управления экологической безопасностью необходимо прежде всего финансирование, т.е. обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников. В настоящее время основными источниками финансирования капитального строительства в природоохранной сфере являются средства предприятий и организаций всех форм собственности, а также средства муниципальных бюджетов (т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и экологических фондов. Фонды - это некоммерческие организации, аккумулирующие (т.е. собирающие) денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо заранее заданной цели.Цель создания экологических фондов — формирование независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд, дополняющего государственные затраты.Как вытекает из сказанного выше, экологические фонды теоретически могут служить одним из основным источников финансирования экологических программ в ситуациях, когда государство по тем или иным причинам уклоняется от активного участия в обеспечении экологической безопасности и охране окружающей природной среды. За счет каких средств формируются экологические фонды? На их счета поступают платежи за загрязнение природной среды. Этот поток платежей делится на две части. Один - выплаты в пределах нормативов, установленных природопользователям экологическими органами. Эти выплаты поступают регулярно. Второй - плата сверх нормативов. Обычно она связана с какими-либо происшествиями, приведшими к сверхплановым сбросам или выбросам экологически вредных веществ, когда выновные не собираются дожидаться решений судов.

27.Борьба с негативными последствиями эрозии земель Для уменьшения негативных последствий эрозий земель и предотвращения ее дальнейшего развития, необходимо проведение комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических и других мероприятий. В условиях Беларуси это запрещение, или органические рубки леса в эрозионно-опасных местах, соблюдение правил вспашки земель и сева на крупных склонах, организация пастбищ скота, регулирование стока, укрепление оврагов, склонов и т.д.Для восстановления нарушенных земель требуется рекультивация, т.е. комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и нар.-хоз.деят-ти.

28. Эколого-эконом.аспекты исп-ния и охраны водных ресурсов.Теоретически водные ресурсы неисчерпаемы, так как при рациональном использовании они непрерывно возобновляются в процессе круговорота воды в природе. Еще в недалеком про-шлом считалось, что воды на Земле так много, что, за исключе-нием отдельных засушливых районов, людям не надо беспокои-ться о том, что ее может не хватить. Однако потребление воды растет такими темпами, что человечество все чаще сталкивается с проблемой, как обеспечить будущие потребности в ней. Во многих странах и регионах мира уже сегодня ощущается недо-статок водных ресурсов, усиливающийся с каждым годом.Водное хозяйство формируется как отрасль народно-го хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планировани-ем и прогнозированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязне-ния и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства -- обеспечение всех отрас-лей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.Основная охраны водных ресурсов -- поддержание водных ресурсов в пригодном для потребите-ля состоянии и их воспроизводство в целях полного удовлетво-рения нужд народного хозяйства и населения в воде.Экономическое регулирование рационального использова-ния и охраны вод включает: планирование и финансирование мероприятий по рацио-нальному использованию и охране вод; установление лимитов водопользования; установление нормативов платы за водопользование и водопотребление; установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий, про-ведении других мероприятий, когда они дают значительный эф-фект в области рационального использования и охраны вод; покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоро-вью людей по причине нарушения требований водного законо-дательства.Основным резервом повышения эффективности использова-ния водных ресурсов является сокращение потребления в основ-ных водопотребляющих отраслях, в особенности это относится к свежей воде. Второе направление -- ликвидация многочислен-ных потерь воды на всех этапах ее использования. Большие по-тери отмечаются также непосредственно у водопотребителей. К ним следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за состояния водопроводных систем и в быту -- отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточите-льное использование дорогостоящей питьевой воды.29 Основные источники и виды финансирования природоохранной сферыВ РБ целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 году, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с законом РБ « Об охране окр среды »в 1992 году, кот четко определил важнейшие источники финансирования экологич программ и мероприятий по охране окр среды : Республиканский местный бюджет , средства юридических лиц , добровольные взносы населения, иностранных граждан, а также и их источников, республиканские местные внебюджетные фонды и общественные фонды охраны природы, кредиты банков.

30.Эконом эффективн рекультивации земель. Для восстановления нарушенных земель требуется рекультивация, т.е. комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и нар.-хоз.деят-ти. Экономическая эффективность рекультивации определяется по формуле Э = Эр / Зр >= Ен Эр – эффект от рекультивации земель (величина чистого дохода) Зр – сумма затрат на рекультивацию Ен – нормативный коэффициент эффективности =0,06 Затраты на рекультивацию рассчитываются по формуле: Зр = S(З12345) S – площадь рекультируемых земель Зі, і=(1,2,3,4,5) - затраты на планировку поверхности, выемку плодородного слоя почвы, покрытия площади плодородным слоем, химическую обработку, инженерно-мимеративное и гидротехническое обеспечение одного га нарушенных земель соответственно.

31 Эколого-экономическое значение водных ресурсов. Гидросфера важнейший элемент биосферы, она объединяет все воды земного шара, включая океаны, моря и поверхностные воды суши. В более широком смысле к гидросфере относят подземные воды, лед и снег Арктики и Антарктиды, а также атмосферную воду и воду, содержащуюся в живых организмах. Водные массы на поверхности земли образуют тонкую геологическую оболочку, которая занимает большую часть поверхности земли и образует Мировой океан(361 млн. км2 или 70,8% всей поверхности планеты). Общий объем гидросферы = 1,4 млрд. км2, доля ее по отношению ко всей массе Земли не превышает 0,02%. Основная масса воды гидросферы сосредоточена в морях и океанах(94%). 2-ое место по объему водных масс занимают подземные воды(3,6%), лед и снег Арктических и Антарктических областей, горные ледники 2%. Поверхностные воды суши: реки, озера и болота, и атмосферные воды составляют 0,4% от общего объема воды гидросферы. Воды гидросферы находятся в постоянном взаимодействии, переходы из одних видов вод в другие составляют сложный круговорот воды на земном шаре. С гидросферой связано зарождение жизни на земле, т.к. вода способна к образованию сложных химич. Соединений, которые обусловили возникновение органической жизни, а затем формирование высокоорганизованных животных организмов. Водные ресурсы - все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных вод, включая почвенную и атмосферную влагу. Вода обеспечивает существование живых организмов на Земле и развитие процессов их жизнедеятельности. Сложные реакции в животных и растительных организмах могут протекать только при наличии водной среды. Тело взрослого человека содержит 60—80 % воды. Физиологическую потребность человека в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным. Потеря 6—8 % воды сопровождается полуобморочным состоянием, 10 % — галлюцинацией, 12 % — приводит к смерти.Климат и погода на Земле во многом зависят и определяются наличием водных пространств и содержанием водяного пара в атмосфере Океаны и моря благодаря большой теплоемкости воды служат аккумуляторами тепла и способны изменять погоду и климат на планете. Океан, растворяя газы атмосферы, является регулятором воздуха. В деятельности человека вода широко исп-ся:в промышленности,входит в состав различн продукции и технологических процесах, служит для целей обогрева,широко исп-ся вода в строительстве и промышленности стро­ительных материалов,с/x деятельности. Водный фактор является определяющим в развитии и размещении ряда промышленных производств. материалов. Водные объекты — это не только места людей,но и дешевые пути сообщения.

32.Новые подходы к финан-нию природоохран.деят.Грамотная реализация идей функционир-я целевых природоохр. (эколог-х) фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде сис-мы финансир-я, в частности, слабый учет местной специфики финансир-х объектов и необход. пропорций в выделении ср-в на отд. направления охраны окр. среды. Механизм образования фондов содействует увелич-ю притока ср-в и частичному самофинансир-ю природоохр. работ за счет платежей предпр-й за загрязн-я

В РБ целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990г., а позднее создание его получило правовую основу в соотв-и с Законом РБ "Об охране окр. среды" (1992), к-рый четко определил важнейшие источ-ники финансир-я эколог. программ и мероприятий по охране окр. среды: ●республиканский и местные бюджеты; ●средства юрид. лиц, добровольные взносы населения, иностранных граждан и иных источников; ●республи-канский, местные внебюджетные фонды и обществ. фонды охраны природы; ●кредиты банков.

По мере развития и оздоровления эк-ки осн. часть расходов по нормализации эколог. обстановки должны взять на себя предпр-я, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В наст. же время,исходя из анализа существ-щей тенденции в соотнош-и источников финанс-я природоохр. деят-ти политику инвестирования эколог. сферы следует строить на основе собственных ср-в субъектов хоз-ния, средств природоохр. фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.

33.Содержание гос земельного кадастра. Реализация государственной политики в области регулирования земельных отношений, использование и охрана земельных ресурсов проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастр. Государственный земельный кадастр сожержит даны 1)распределение земель по категориям, земледельцам, землепользователям и видам земель. 2)о составе и состоянии земельного фонда страны в разрезе администр.-территориальных единиц. 3)местоположение размера и границ земельных участков, их качественные характеристики, установленные в режиме использования и др.необходимые сведенья. В условиях перехода к рынку возникла необходимость проведения общей оценки земли. Методика кадастровой оценки земель сельско-хоз. назначения строится на основе учёта следующ.показателей: 1)продуктивности земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хоз-ва 2)рентного дохода как разности между продуктивностью земель в денежном выражении и необходимыми издержками произ-ва., включая затраты на реализацию продукции. 3)цены земли, обусловленные размером ежегоднополучаемого дохода с учётом его капитализации.

34 Водные ресурсы РБ и их оценка.Ресурсы поверхностных вод Беларуси оцениваются в 58 км3 в год. По этому показателю она занимает 8 место среди стран СНГ.(1,2% общего стока). Большая часть речного стока формируется в пределах Беларуси, приток с территории соседних гос-в России и Украины = 21,6 км3 или 36%.Местные ресурсы речных вод составляют 36,4 км3 в год. Реки страны принадлежат бассейнам 2-ух морей: Черного и Балтийского соответственно 56% и 44% площади водосбора. Из общего числа рек и ручьев, суммарной протяженностью 90,6 тыс. км, абсолютное число водотоков относится к малым равнинным рекам. Статус достаточно крупных рек, длина которых более 500км, имеет только 7 рек-это Западная Двина,Неман, Вилия(бассейн Балтийского моря), Днепр, Березина, Сож и Припять(бассейн Черного моря). Основная часть местного стока образуется в бассейнах Днепра с Березиной и сожжем (11,6 км3 в год). У Немана с Вилией (9,26 км3 в год). Ресурсы поверхностных вод включ. Также озера и водохранилища. В пределах границы Беларуси насчитывается около 11 000 озер. Наиболее богата озерами северная часть страны. Самые крупные из озер: Нарочь(площадь зеркала воды 79,6 км2), Освейское(52,8 км2), Лукомское(37,7) и т.д. Озера на юге страны носят черты деградации. Чаще всего имеют низкие заболачиваемые берега, плоские и неглубокие озерные котловины, особо крупными из них явл-ся: Червонае(40,8 км2), Выгонощанское(26 км2). Мало озер в центральной части страны. Суммарная площадь зеркала всех озер Беларуси сост. Почти 2000 км2, а общий объем воды аккумулированный в ней оценивается в 6-7 км3.